ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра теории и методики обучения физике

 

 

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ  К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ»

В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ»

 

 

Специальность:

032200.00          

Физика с дополнительными специальностями

030100.00

информатика

032100.00

математика

033200.00

английский язык

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2007


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра теории и методики обучения физике

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики» в рамках  дисциплины ОПД. Ф.04 «Теория и методика обучения физике»

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию  учебного модуля.

Аудиовизуальные технологии обучения физике. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео-, и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео-, и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео-, и компьютерных учебных материалов.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.  Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Методы анализа и экспертизы для электронных программных и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

2. Цель учебного модуля.

Содействие становлению специальной профессиональной компетентности учителя физики в области применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе по физике в школе на основе овладения содержанием модуля «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики».

3. Задачи учебного модуля.

·     формирование базовых знаний о современных информационно-коммуникационных технологиях и их использовании в учебном процессе школы, необходимой для обучения и воспитания школьников, рациональной организации учебного процесса;

·     организация активной учебно-познавательной деятельности студентов, направленной на использование современных средств ИКТ для сопровождения учебного процесса;

·     развитие умений студентов использовать современные информационные и коммуникационные технологии обучения для  проведения учебных занятий по физике с учетом новых возможностей ЦОР;

·     инициирование самообразования студентов в освоении ИКТ при изучении предметной области «Теория и методика обучения физике».

 

4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО).

ЕН.Ф.02 Информатика

Понятие информации, общая характеристика сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ.

ОПД.Ф.01 Психология

Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание.

Особенности развития ребенка в разных возрастах.

Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Мотивация учения. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.

ОПД.Ф.02 Педагогика

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.

Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий.

Моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления педагогического опыта.

 

5. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля

Освоение модуля будет способствовать развитию

·     ключевой профессиональной компетентности студентов включающей:

- умения получать информацию, необходимую для решения поставленной задачи из различных источников: коллег, литературных источников, Internet, справочников, и т.д.;

- умения работать в команде (группе);

- способности  выдвигать и обосновывать идеи по решению поставленных задач;

- способности к рефлексии и самооценке собственной деятельности.

·     базовой профессиональной компетентности:

- умения планировать и осуществлять педагогическую деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в обновленной информационно-образовательной среде;

·    специальной профессиональной компетентности:

- умений отбирать эффективные приемы и методы обучения с учетом специфики физики и возможностей ЦОР;

- умения активизировать учебно-познавательную деятельность школьников, используя современные информационные и коммуникационные технологии обучения при проведении учебных занятий по физике с учетом специфики изучаемого материала;

- умения осваивать новые средства ИКТ для организации процесса обучения физике;

- овладении начальными  навыками педагогического проектирования занятий по физике в условиях информационных технологий;

- готовности будущих учителей физики к разработке творческих заданий для учащихся, решаемых средствами ИКТ;

- готовности будущих учителей физики к проведению  научно-исследовательской работы по применению ИКТ в обучении физике.

 

5*. Ожидаемые результаты освоения модуля

В результате изучения модуля «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики» студент должен

·        знать базовые понятия курса: информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии обучения, программное обеспечение, используемые в информационных технологиях обучения, дидактические задачи, решаемые ими;

·        понимать цели и задачи использования ИКТ в обучении физике в школе;

·        уметь применять свои знания в организации самостоятельной работы учащихся на различных этапах формирования физических понятий; при составлении заданий для самостоятельной работы учащихся как репродуктивного, так и творческого характера; при отборе и проведении физического эксперимента различного вида;

·        владеть методами формирования положительных мотивов учащихся в применении средств ИКТ при изучении физики; методами активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на основе использования ИКТ в обучении физике; методами развития творческих способностей учащихся с применением ИКТ в обучении физике.

6. Перечень элементов  комплекта УММ:

·        рабочая программа  учебного модуля;

·       учебно-методическое обеспечение  учебного модуля по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

- конспект лекции;

- методические указания к практическим занятиям.

·        методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

- тестовые задания;

- задания для самостоятельной работы студентов;

- вопросы к курсовому экзамену;

- практические задания к экзамену.

7. Инновационность комплекта УММ

7.1. Инновационность по целям обучения проявляется: 1) в формулировке целей в рамках компетентностного подхода; 2) определении иерархии целей в виде профессиональных задач разного уровня, составляющих профессиональную компетентность будущего учителя физики; 3) смещении акцента в профессиональных задачах учителя физики, решаемых с применением средств ИКТ, с демонстрационно-иллюстративных функций электронных учебных средств на функции организации учебной деятельности школьников.

7.2. Инновационность по содержанию обучения заключается в реализации компетентностного, системного и деятельностного подходов при разработке содержания модуля, позволяющих целостно рассмотреть учебный процесс по физике с учётом возможностей ИКТ, и подготовке студентов к решению новых профессиональных задач. При отборе содержания модуля учитывались предшествующие и перспективные связи с другими учебными дисциплинами и другими разделами курса теории и методики обучения физике.

7.3. Инновационность по методам обучения состоит в использовании методов, включающих каждого студента в активную познавательную деятельность по овладению содержанием модуля (дискуссии, постановка проблемных вопросов, моделирование деятельности ученика, проектирование деятельности учителя) с использованием возможностей ЦОР. Организация учебного процесса при изучении данного модуля основывается на принципах элективности и индивидуализации обучения, которые предполагают возможность разработки студентами индивидуальных образовательных траекторий обучения, в которых они могут самостоятельно выбрать уровень освоения содержания.

7.4. Инновационность по формам обучения выражена в сочетании индивидуальных и групповых форм работы студентов, во включении в структуру традиционных форм (лекции, практических занятий) элементов дискуссий, ролевых игр и др.

7.5. Инновационность по средствам обучения обеспечивается оснащением лаборатории для проведения занятий модуля современным оборудованием, объединенным в сеть, и новыми версиями цифровых образовательных ресурсов и средств педагогического проектирования.

8. Актуальность для системы педагогического образования

8.1. УММ можно использования для создания банка оценочных и диагностических средств по специальностям педагогического образования.

8.2. УММ можно использовать для формирования содержания подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода, при разработке образовательных стандартов по специальности «Физика с дополнительными специальностями» и в процессе подготовки педагогических кадров в условиях кредитно-модульной структуры обучения.

9. Автор комплекта УММ Даммер Манана Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики обучения физике ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». 

10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УММ к учебному модулю

1) ГОС ВПО 2000 г., переутвержденный 31 января 2005 г., № 693 пед/сп подготовки дипломированного специалиста по специальности 032200.00 — физика с дополнительными специальностями 030100.00 — информатика, 032100.00 — математика, 033200.00 — английский язык.

2) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.  

3) Основополагающие документы Болонского процесса: Пресс-релиз Минобрнауки РФ // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации / http://www.ed.gov.ru/ministry/struk/depart/standart/work/bolon

4) Стратегии модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001.