Комментарий доктора педагогических наук, доцента

Брянского государственного университета

М.В.Хохловой

к уроку учителя материальных технологий

Г.А.Мочалова

 

Тема урока «Основные способы лепки из глины — пластический, конструктивный, комбинированный»

 

Цель урока: формирование знаний школьников об основных способах лепки из глины и умений изготавливать изделия конструктивным, пластическим и комбинированным способами.

Общее время урока: 41 мин. 49 сек.

 

Ход урока:

1. Постановка учебных цели и задач урока.

Учитель приветствует школьников. Он говорит о том, что на уроке художественной керамики дети научатся лепить из глины, а помощником учителя на уроке будет компьютер, он покажет, что и как надо лепить.

2. Подготовка к выполнению трудового задания.

В процессе беседы учитель выясняет знания школьников о правилах организации рабочего места для лепки, необходимых для работы инструментах и приспособлениях, приемах подготовки глины к работе.

Дети активно отвечают на вопросы учителя и готовят свои рабочие места для выполнения трудового задания.

3. Ознакомление с новыми способами обработки материала.

Используя компьютер (проецируя изображения на экран), а также натуральные объекты, учитель знакомит школьников с основными способами лепки — конструктивным, пластическим и комбинированным. Для выяснения сущности и особенностей каждого способа он задает школьникам проблемные вопросы, отвечая на которые дети выделяют существенные признаки  лепки каждого способа.

Учитель говорит о том, что эти способы лепки дети будут использовать в практической деятельности на уроке.

4. Анализ трудового задания.

Трудовым заданием является лепка их глины геометрических тел и простейших изделий на их основе.

Опираясь на межпредметные связи по математике, учитель выясняет знания школьников о геометрических телах, их отличиях от плоских геометрических фигур. Для этого он использует также визуальные ряды на экране компьютера.

Далее учитель предлагает детям проанализировать геометрические формы различных материальных продуктов — предметов быта, архитектурных сооружений и т.д. Учитель говорит о том, что идеи формообразования человек часто заимствует у природы, этим занимается наука бионика. Процессу размышления учеников способствуют наглядные изображения этих предметов или их натуральные образцы.

Учитель уточняет и корректирует ответы детей, поощряет  словесно их активные ответы.

Учитель предлагает школьникам придумать свой вариант  объекта лепки из глины на основе простых геометрических тел.

5. Практическая работа.

Используя метод текущего инструктажа, учитель корректирует деятельность школьников по подготовке глины к работе.

Учитель демонстрирует школьникам приемы работы с глиной.

Дети готовят глину к работе и лепят каждый одни и те же фигуры из глины на основе простых геометрических тел, а затем комбинируют их в оригинальные композиции. Учитель постоянно осуществляет текущий контроль за практической деятельностью детей, корректирует ее при необходимости, поощряет словесно их активность.

6. Подведение итогов урока.

Учитель предлагает организовать выставку работ школьников. Он просит придумать их названия своим композициям. Дети поясняют то, почему дали такие названия своим работам. Учитель предлагает школьникам посмотреть на экран компьютера, где изображены различные варианты изделий из глины, состоящие из простых геометрических тел. Он просит детей назвать способы лепки, которые они использовали в своих работах. Школьники активно участвует в беседе с учителем.

7. Уборка рабочих мест.

Учитель просит школьников убрать свои рабочие места.

Дети выполняют просьбу учителя.

Учитель благодарит детей за активную работу на уроке.