Ф.А. Бруни. Смерть Камиллы, сестры Горация. 1824

Действие этого полотна разворачивается перед нами подобно классическому фризу: тщательно моделирована пластика фигур, расставленных как на сцене, величавы их жесты, благородно ниспадают крупные складки драпировок. Алый плащ и эффектная поза выделяют помещенного в центре героя – его указующая рука точно совпадает с диагональю композиции.

Сюжет картины 23-летний Федор Бруни заимствует из легендарного прошлого Рима, времен, когда Рим враждовал с городом Альба-Лонга. Судьба этой многолетней вражды должна была решиться в поединке между тремя братьями Горациями – со стороны Рима, и тремя братьями Куриациями – со стороны Альба-Лонга. Оставшийся в живых после сражения победитель Гораций по возвращении в Рим встречает сестру Камиллу, оплакивающую своего жениха, одного из Куриациев. Разгневанный брат поражает ее мечом.

Лицо Горация дышит благородным негодованием, красноречивый жест его руки указует на поверженную, умирающую Камиллу. Однако поступок грозного героя вызывает у окружающих не уважение, но скорее ужас и сострадание к его жертве. С упреком и мольбой глядит на Горация старик отец, глубоко потрясена мать. Словно пытаясь остановить убийство, простер руку странник с посохом, видимый справа; даже воины, соратники Горация, отшатнулись от него в страхе. Герой одинок, меж ним и согражданами – трагическое непонимание.

В трактовке этого конфликта Бруни отказывается от классицистической однозначности оценок. Вот почему полотно, замышленное им как «Триумф Горация», уже современниками было названо иначе: «Смерть Камиллы, сестры Горация».