А.А. Иванов. Нагой мальчик. Конец 1840-х – 1850-е

Живописные поиски Иванова при работе над картиной «Явление Христа народу» сказывались и в стремлении изобразить обнаженное человеческое тело на открытом воздухе, передать изменение цвета кожи в зависимости от освещения. Особенно полно и ярко это проявилось в так называемых «пейзажах с мальчиками» 1840-х – начала 1850-х гг.

В «Нагом мальчике» Иванов достигает той счастливой гармонии, которая заставляет верить, что под знойным небом нагота является естественным состоянием человека.

Это самый красивый этюд мальчика из созданных Ивановым. Избранная натурщиком поза, вбирающая одновременно движение и покой, передает сложную игру пластических форм. В несколько угловатом движении ребенка художник отыскивает музыкальность ритмов. Он находит ее и в повороте головы, и в дуге выгнутой спины, и в резком изгибе ноги, обхваченной руками, и в непрерывно-текучей линии контура, плавно очерчивающей всю фигуру. В гибкости и согласованности линий, в динамичном повороте тела мальчика найдено ощущение гармонии, вызывающей чувство свободы и красоты естественного бытия человека. И в этом, несомненно, сказалось глубокое изучение творений великих мастеров прошлого, у которых Иванова всегда поражала способность создавать цельные и пластически завершенные образы.

В композицию этюда не входит небо, изображен лишь каменистый фрагмент земли. Но художник убедительно передает глубину пространства и прозрачность насыщенного прохладой воздуха. Вводя в изображение яркие ткани, Иванов исследует цветовые отношения в условиях солнечного освещения, фиксирует, как тело мальчика вбирает рефлексы неба, травы, драпировок, отбрасывает яркую голубую тень на белую ткань.

Работая на пленэре, Александр Иванов обрел способность воспроизводить с полнотой новые стороны действительности, которых не было в классике, и на несколько десятилетий опередил искания европейского искусства XIX века.