Тема «Тепловые явления»

 

Цели:

×          Учебные: углубление и обобщение знаний по теме; формирование представления о процессе научного познания.

×          Развивающие: совершенствование интеллектуальных способностей и мыслительных умений учащихся, коммуникативных свойств речи.

×          Воспитательные: формирование материалистического мировоззрения и нравственных качеств личности.

 

Ход урока:

Дополнительный материал к уроку (презентация).

I.

а) Организационный момент. Создание психологического настроя. Вступительное слово учителя.

б) Мотивация

«Она жила, и по стеклу текла,

Но вдруг её морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла».

- Какая физическая ошибка допущена в стихотворении поэта?

- Тепло. Энергия. Что в этих словах важно для человека. Только ли то, что нам тепло или холодно? А глобальное потепление? А раскаленность Солнца? А тепло человеческих сердец? Или оно не имеет отношения к нашему уроку? Я предлагаю вам, ребята, ответить на эти вопросы.

 

II. Энергия внутри тел. И какая! (актуализация опорных знаний учащихся).

Дидактическое домино. Разминка (ребята «выстраивают» по логическому принципу карточки-домино, одновременно озвучивая их содержание).

 

III. Извлечь полностью невозможно. Изменить – можно!

Зрительный диктант.

Приведены примеры, у которых изменилась внутренняя энергия. Выписать номера примеров, в которых внутренняя энергия изменилась способом теплопередачи.

1.                  Нож нагрелся при заточке на наждачном круге.

2.                  Гвоздь нагрелся на Солнце.

3.                  Ложка нагрелась в чае.

4.                  Покрышки колес нагрелись при движении.

5.                  Медная проволока нагрелась в листе сгиба.

6.                  Воду нагрели на плите.

 

IV. Будьте судьей в споре.

      Определение учащимися ложных и истинных высказываний.

1 ученик. Дверная металлическая ручка холоднее, чем сама деревянная дверь. Как ты думаешь, почему?

2 ученик. Я думаю, температура металла ниже, чем дерева, поэтому ручка холоднее.

1 ученик. А я думаю, надо это проверить термометром. Мне кажется, металлы кажутся горячее только при высокой температуре.

2 ученик. Я думаю, ты не права. Дерево всегда теплее, чем металл. Поэтому дома делают деревянные, например, а не железные.

Кто же прав?

 

V. Мини-сообщение из мира биофизики (докладчик – ученик класса).

 

VI. Внимание! Эксперимент! Стартует вещество!

      Дети наблюдают и делают вывод.

Вопрос.

- Что вы пронаблюдали? И сколь долго я могу демонстрировать эти опыты?

 

VII. Знакомство с колориметром.

Внимательно изучить устройство и ответить на вопросы:

1.                 Сколько сосудов имеет прибор?

2.                 Как бы вы их назвали?

3.                 Зачем нужна крышка?

4.                 Для чего предназначено отверстие в крышке?

5.                 Какой прибор напоминает?

6.                 Какие детали прибора предостерегают его от:

а) конвекции;

б) теплопроводности;

в) излучения.

 

VIII. Гимнастика для глаз «Фантастические очки».

- Посмотрим на события и тела в этой комнате через очки, которые теплые тела будут показывать яркими цветами. (Учитель называет тела, а ребята описывают их в ярких красках)

 

IX. Изменение внутренней энергии приводит к изменению состояния.

Решение многошаговой задачи. Сколько нефти потребуется сжечь для того, чтобы 10 г льда, взятого при t   -100С,  расплавить и полностью превратить в пар? («Выстроить» с помощью формул алгоритм решения). Индивидуальные графические задачи.

 

X. Не сгореть бы дотла…

- Прокомментируйте отрывок из поэмы Лукреция Кара: «За основание тут мы берем положенье такое:  Из ничего не творится ничто по божественной воле…»

(Демонстрация слайда о превращении внутренней энергии в механическую)

Паровая машина Ползунова

Паровая машина Д. Уатта – 1784 г.

Пароход – 1807 г.

Паровоз – 1814 г.

Первый ДВС – 1878 г.

Самолет – 1903 г.

Дизель – 1897 г.

Паровая турбина – 1878 г.

               Помощники? Враги?

(Эвристическая беседа)

 

XI. Рефлексия

 

- В разных ситуациях мы вспоминаем слова Б. Окуджавы, в том числе и при решении экологических проблем:

«Возьмемся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке»

Зажигается свеча, передается из рук в руки, и ребята делятся своими впечатлениями об уроке и о том, что каждый из них может сделать для спасения Земли:

- посадить дерево;

- экономить электроэнергию и т.д.

 

Заключительное слово.

 

- Ещё об одном тепле мне хочется сказать особо. Это тепло человеческих сердец. Вот им можно делиться неограниченно. Дарить его людям.

Урок окончен. Всего вам доброго и теплого!