Урок 40. Знаки препинания

План урока

  1. Работа с листом определений «Знаки препинания»
  2. Решение обязательных бумажных задач 18–22.
  3. Работа с клавиатурным тренажером, занятие 12.
  4. Решение необязательных бумажных задач 23, 24.

Работа с листом определений «Знаки препинания»

Как и предыдущий, этот лист определений подытоживает работу в проекте «Знакомство с русским текстом». Вы, конечно, понимаете, что русские тексты (как и любые другие) не могут быть объектами нашего курса. Как мы отмечали раньше, слово русского языка и слово в нашем курсе (как цепочка букв и внутрисловных знаков) – понятия не полностью совпадающие по содержанию (хотя и не противоречащие друг другу). При этом наше понятие «слово» с одной стороны шире, а с другой – уже понятия «слово русского языка». С одной стороны, под наше понятие «слово» попадают цепочки, которые в русском языке словами не являются (в этом смысле наше понятие шире). С другой стороны, мы рассматриваем лишь одну – формальную сторону понятия. Мы рассматриваем слова только как цепочки букв, оставляя за рамками обсуждения все языковые грани понятия слова: смысловые, лексические, грамматические и т.д. В этом смысле наше понятие «слово» уже, чем «слово русского языка». Не смотря на все эти нюансы, в большинстве задач нашего курса эти понятия совпадают. Например, слово «КАША» является словом русского языка и одновременно является словом в нашем курсе, то есть цепочкой букв. Именно поэтому в большинстве задач мы спокойно употребляем «слово» не опасаясь, что это вызовет хоть какие-то недопонимания со стороны детей.

Что касается текстов, дело обстоит несколько сложнее. Попробуем убрать из этого понятия («текст русского языка») весь языковой (в первую очередь смысловой) контекст и рассматривать его также формально, как мы рассматриваем слова. Тогда аналогом предложения в нашем курсе будет цепочка слов, а аналогом текста – цепочка цепочек слов. Подобными конструкциями мы будем заниматься в 3 классе. Однако заметим, что знаки препинания из нашего рассмотрения в любом случае выпадают, поскольку определить их расстановку формально, без учета смысла предложений невозможно, а смысловой контекст, как вы помните, мы из рассмотрения исключаем. С какой же точки зрения мы может рассматривать знаки препинания? Опять же совершенно формально, как некоторые значки, которые отличаются по неким внешним, формальным признакам. В этом контексте мы может предлагать ребенку только формальные задачи, например, на различение и подсчет знаков препинания. Эта совершенно простая на первый взгляд работа дает возможность выхода на целый ряд информационных прикладных задач. Во-первых, конечно, это хороший повод обсудить закономерности русского языка. Во-вторых, познакомить детей с еще одним формальным алгоритмом (подсчета букв). В-третьих, мы продолжаем формировать у детей общие информационные умения: выделять, и сравнивать различные объекты, наблюдать, регистрировать свои наблюдения и т. д.

Как видите, на данном листе определений мы лишь напоминаем то, что дети скорее всего, уже усвоили из проекта «Знакомство с русским текстом». Здесь перечислены все знаки препинания со своими названиями. Если класс у вас не слишком сильный есть смысл напомнить ребятам некоторые тонкости, которые необходимо иметь в виду. Во-первых, внешнее различие между дефисом и тире. Во-вторых, внешнее различие между запятой и апострофом. В-третьих, подсчет знаков препинания, которые включают в себя несколько составляющих. Так многоточие следует считать единым (одним) знаком, а не тремя точками. То же самое можно сказать о двоеточии, точке с запятой и т. д.

Решение обязательных бумажных задач

Как обычно, мы советуем вам решать из числа обязательных задач вначале задачи на новый лист определений – задачи 18 и 21, а затем все остальные обязательные задачи.

Задача 18. Похожую работу ребята выполняли в проекте «Знакомство с русским текстом». Отличие данной задачи в том, что знаки препинания представлены в таблице не явно, а своими названиями. Таким образом, ребенок должен сначала сопоставить с названием соответствующий значок, а только потом посчитать число таких значков в тексте. При этом, конечно, дети всегда могут свериться с листом определений, на котором все знаки препинания приведены вместе со своими названиями.

Решение задачи можно закончить фронтальной проверкой. В процессе проверки можно отметить, что в русском тексте число открывающихся кавычек (скобок) всегда равно числу закрывающихся. Если это условие не выполняется, решение лучше проверить еще раз.

Задача 19. Здесь ребятам снова предстоит строить цепочку по описанию. Сложность этой задачи в том, что описание состоит из ложных утверждений. В таких задачах дети используют одну из двух стратегий (или их комбинацию). Либо методом проб и ошибок строят различные цепочки и проверяют для них данные утверждения. Либо сразу пытаются переформулировать эти ложные утверждения в виде истинных. Сильным детям на данном этапе можно рекомендовать уже второй способ. Итак, первое утверждение ложно. Что это может означать? Во-первых, то что морковь не последняя в цепочке (иначе бы утверждение было бессмысленным). После моркови есть следующая фигурка, причем эта фигурка не баклажан. Ложность второго утверждения означает, что вторая и последняя фигурки одинаковые. Значит, вторая и последняя фигурка – баклажан. Если принять во внимание наш первый вывод, то можно точно сказать, что морковь – не первая, не вторая, не последняя и не предпоследняя. Значит морковь в цепочке третья. Теперь у нас осталось два свободных места, на которые мы должны поставить перец и капусту – первое и четвертое. Учитывая ложность последнего утверждения получаем, что капуста первая, а перец – четвертый. Значит данная задача имеет единственное решение: капуста – баклажан – морковь – перец – баклажан.

Задача 20. Аналогичные задачи ребятам уже встречались (см. комментарий к задаче 120, 1 часть), поэтому постарайтесь не вмешиваться. Стратегии здесь могут быть самые разные. Например, можно действовать методом исключения – сначала вычеркнуть все слова, которые нам не подходят. Так нам не подходят все слова, в которых не 8 букв (таких оказывается четыре). Буквы остальных слов можно аккуратно сравнить с мешком А, либо продолжать отбрасывать слова, ориентируясь на отдельные буквы. Например, в слове УПАКОВКА есть буква У, а в мешке ее нет, значит это слово тоже можно вычеркнуть. В результате находим ровно два подходящих слова.

Задача 21. Это конечно совсем не сложная задача. Она облегчается еще и тем, что ребенок может всегда заглянуть в текущий лист определений и найти там названия всех знаков препинания.

Задача 22. Задача аналогична бумажной задаче 1 (2 части) и выполняется в точности так же. Надеемся, что в настоящий момент ребята ищут слова в Словаре уже немного быстрее. Однако если в вашем классе есть совсем слабые или очень медлительные дети, вы можете им уменьшить список искомых слов, чтобы эта задача не заняла у них пол-урока.

Работа с клавиатурным тренажером, занятие 12

Решение необязательных бумажных задач

Задача 23. Задача на повторение алгоритма подсчета областей картинки. Как видите, областей в этой картинке достаточно много. Однако они неплохо выделяются на глаз, поэтому данную задачу можно предлагать практически любому ребенку в классе, за исключением самых невнимательных и рассеянных.
Ответ: в этой картинке 15 областей.

Задача 24. На первый взгляд все задачи на Словарик очень похожи между собой, однако уровень их сложности будет постепенно усложняться. Данная задача – первая усложненная задача на Словарик. Как вы помните, почти во всех наших задачах на поиск слов в Словаре была известна первая буква слова. Это существенно сужает перебор и упрощает нашу задачу. Здесь первая буква слова не известна. Это означает, что перебор придется вести среди всех букв Словаря. При этом лучше использовать сначала первое утверждение (а потом уже второе), ведь увидеть 3 буквы Е проще, чем посчитать число букв в слове. Итак, начинаем перебирать слова начиная с первого – АВАРИЯ. Первое по счету слово, в котором всего 3 буквы Е – слово ВОСКРЕСЕНЬЕ. Но в нем больше 8 букв, поэтому продолжаем перебор дальше. В результате находит подходящее слово – ЛЕДЕНЕЦ.