Василий Сергеевич Смирнов

(1858-1890)

 

       В.С.Смирнов родился 12 (24) августа 1858 года в Москве. Его отец Сергей Семенович Смирнов, камергер двора Его Императорского Величества, был предводителем дворянства Клинского уезда, где находилось родовое имение Смирновых. Семья жила в собственном доме на Пречистенке. Василий Смирнов учился в известной в Москве 5-й классической гимназии. Вероятно, семья его была в дружеских отношениях с выдающимся художником В.Г.Перовым, профессором Московского училища живописи, ваяния и зодчества, поскольку, следуя его совету, семнадцатилетний юноша, еще не окончив гимназии, в 1875 году поступил в училище. Он занимался в классе живописи у Перова и под его влиянием обратился к жанровой, а затем к исторической живописи. За время обучения он получил положенные малые серебряные медали за рисунок и этюд с натуры. Когда по инициативе Перова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества возобновились ученические выставки, Смирнов стал участником первой из них, состоявшейся в 1878–1879 году, а также второй (1879–1880) и третьей (1880–1881) выставок.
       В сентябре 1878 года он был зачислен в Академию художеств. Хотя работы Смирнова этого периода неизвестны, о круге сюжетов можно судить по названиям его произведений в каталоге третьей ученической выставки: «У колодца», «У шлагбаума», «Мальчик», «Старик», «Старуха», «Пир Грозного», «Девушка с граблями», «Крестьянин с посохом».
       В Академии Василий Смирнов учился у профессора П.М. Шамшина, в академических классах занимался также под руководством П.П.Чистякова. Здесь, как и в Московском училище, он был среди лучших учеников. В 1880 году за этюд и рисунок с натуры Смирнов был награжден большими серебряными медалями, а в 1882 году получил малую золотую медаль за программу «Возвращение блудного сына в дом родительский». Но, подобно многим приезжающим в Петербург юношам, он испытал губительное влияние здешнего климата, повлекшее за собой болезнь легких. По этой причине в 1882 году Смирнов получил в Академии отпуск. Но уже в 1883 году он был допущен к конкурсу на большую золотую медаль. За программу «Св. благоверный князь Михаил Черниговский в Орде перед ханскою ставкою Батыя» Смирнов получил большую золотую медаль, звание классного художника 1 степени и право пенсионерской поездки за границу на четыре года за счет Академии художеств. В письме к П.М.Третьякову И.Е.Репин отметил среди программ других учеников картину Смирнова как «хорошую вещь» на академической выставке 1883 года. Картина осталась в музее Академии художеств, и 1890-е годы была передана в создаваемый тогда Русский музей Александра III. В 1932 году из Государственного Русского музея она поступила в Третьяковскую галерею.
       Пенсионерская поездка стала важным событием творческой биографии Смирнова. Он закончил Академию в переломные годы, когда русское искусство все более активно соприкасалось с процессами, происходившими в европейских художественных мастерских.
       Весной 1884 года Смирнов выехал в Европу. Через Вену он поехал в Италию, побывал в Венеции, Падуе, Болонье, Флоренции, а в середине мая уже был в Риме. Однако начавшийся жаркий сезон заставил его на время уехать оттуда. В мае 1884 года вместе с друзьями, римскими пенсионерами Академии художеств, Смирнов посетил промышленно-художественную выставку в Турине, затем недавно открывшийся в Париже Салон, увидел там же выставки известных художников Э.-Ж.Мейссонье и М.Мункачи. Затем он отправился в Лондон, проехал по городам Бельгии и Голландии, побывал в Германии и Чехии.
       Вернувшись осенью 1884 года в Рим, Смирнов поселился вместе с пенсионером Академии В.Е.Савинским, ближайшим учеником П.П.Чистякова. В летние месяцы художник работал над этюдами в Помпеях. Его первая поездка туда состоялась в 1885 году. В феврале 1886 года в качестве отчета о пребывании в Италии Смирнов послал в Академию 19 этюдов с натуры. Многочисленные этюды были основой для поисков темы большого произведения. В 1885 году он начал работу над картиной на евангельский сюжет – «Апостолы Петр и Иоанн у гроба Господня», однако вскоре оставил ее и обратился к сюжетам из истории античного Рима, в частности эпохи правления Нерона. Первой картиной, написанной Смирновым в Риме, стало «Торжество Поппеи над Октавией». Еще к началу 1886 года относился замысел картины «Смерть Нерона», которая была завершена в 1888 году и представлена на академической выставке 1889 года как заключительный отчет о занятиях Смирнова заграницей. В композиции картины и в звучном экспрессивно-декоративном цветовом решении отразилось не только присущее художнику живописное мастерство, но и уроки современного европейского искусства. Смирнов предстает как мощный и уверенный в своих силах художник, обладавший не только большой работоспособностью, но и умением облечь свои замыслы в законченную форму.
       За картину «Смерть Нерона» он получил звание академика исторической живописи, картину приобрел император Александр III. В январе 1889 года Смирнов был назначен профессором при рисовальных классах Академии художеств. Художник был вполне готов к тому, чтобы стать одним из достойных педагогов Академии. Однако он смог пробыть в России всего несколько месяцев. Прогрессирующая чахотка заставила его в октябре 1889 года вернуться в Италию. В этот год он вновь работал над этюдами в Помпеях.
       Помпейские этюды 1885–1889 годов сыграли существенную роль в творчестве Смирнова не только как подготовительный материал к двум его большим картинам, но и как опыт работы на открытом воздухе. Они свидетельствуют о знакомстве Смирнова с актуальными тенденциями европейского искусства, о том, как пленерное начало утверждалось в его творчестве, как художник осмыслял свойства солнечного света и воздуха. В то же время, оставаясь на позициях позднего академизма, он упорно стремился к осуществлению произведений «большой формы».
       В свой последний год в Риме Смирнов работал над картиной «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков», замысел которой возник еще в 1884 году, в начале его пенсионерства (тогда он написал маленький эскиз на эту тему). Картина осталась неоконченной, но в ее замысле отразился общий для русских художников и ученых интерес к сохранившимся в Италии памятникам византийского искусства.
       В задуманной Смирновым сцене словно оживает знаменитая мозаика VI века, изображающая императрицу Феодору с придворными, из базилики Сан-Витале в Равенне. Стилизация, к которой прибегает художник, изменяет и манеру его письма – работая мелкими мазками, он уподобляет красочную поверхность картины византийской мозаике. Таким образом, в своей последней картине Смирнов уходит от академических норм по пути индивидуальных поисков, расширяя свои представления о возможностях искусства.
       Но этот его путь оказался коротким. Всего 32 года жизни и творчества судьба отпустила Василию Смирнову. Возвращаясь из Италии, тяжело больной художник скончался 17 (29) декабря 1890 года в поезде между подмосковными станциями Кубинка и Голицыно, направляясь в свое родовое поместье в Клинском уезде Московской губернии. Посмертная персональная выставка В.С.Смирнова была устроена в 1891 году в рамках академической выставки. На ней экспонировалась неоконченная картина «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков» и итальянские этюды.
       Василий Сергеевич Смирнов, малоизвестный, но чрезвычайно интересный художник, обладавший глубоким творческим потенциалом, отразил в своем очень кратком по времени творчестве сложные процессы, происходившие в молодом академическом искусстве 1880-х годов.