П. И. Чайковский

«Русское скерцо» для фортепиано, соч. 1 № 1

 

            Уже по номеру сочинения можно заключить, что это одно из самых ранних произведений П.Чайковского. «Одни из…», но  не самое раннее. Такой номер этой пьесе был  присвоен издателем П. Юргенсоном, другом колмпозитора, издателем впоследстивии всех произведений Чайковского.

Илл. Обложка первого  издания «Русского скерцо» и «Экспомта» с дарственной надписью

П. Чайковского В. С. Шиловскому

 

            Однако, созданию этой яркой фортепианной пьесы предшествовало  написание первого большого сочинения Чайковского  на народные  темы – струнного квартета си-бемоль мажор. Композитор написал  его  ранней осенью 1865 года. Фортепианная пьеса – «Русское скерцо» - является переработкой музыкального материала квартета. Поэтому, чтобы глубже понять  эту пьесу, стоит знать обсоятельства работы над  квартетом.

            Лето 1865 года Чайковский провел  у сестры, А. И. Давыдовой, в Каменке. Там  он записаол народную тему, которую  постоянно напевали женщины, работавшие в саду. Эта народная  мелодия легла в основу музыки струнного  квартета, который композитор сочинил  оснью. Нужно отметить, что Чайковский не раз записывал и потом использовал в своих произведениях полюбившиеся ему народные мелодии, причем, не только русские (в Неаполе, например, Чайковский записал неаполитанскую песенку, которую он использовал в одной из пьес «Детского альбома»  - «Неаполитанской песенке»).

            В Квартете Чайковский продемонстрировал большое мастерство в обращении с народнопесенным материалом: он смело его переосмысливает и изменяет, сохраняя при этом народный характер музыки.

            Два года спустя, уже живя в Москве, Чайковский переделал Квартет в виртуозную  фортепианную пьесу «Scherzo à la russe». В скерцо для фортепиано разработка народной  темы вследствие специфики фортепианной фактуры получилась блестяще виртуозной. В средней части скерцо Чайковский использовал тему медленного вступления к квартету.

            Вероятно, молодой композитор ценил свой квартет и считал его музыку достойной внимания, если обратился к материалу своего ученического  произведения, желая создать для Н. Г. Рубинштйна, кумира московской публики тех лет, яркую репертуарную  пьесу.

 

© Александр МАЙКАПАР