СКРЯБИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

(1871 (72) – 1915)

 

Русский композитор и пианист, Александр Николаевич Скрябин родился в Москве 25.12.1871 (6.1.1872). Отец композитора Николай Александрович был дипломатом в Турции, мать Любовь Петровна – пианисткой. Музыкальная одаренность мальчика проявилась очень рано. В пятилетнем возрасте он уже импровизировал на фортепиано, в восемь – сочинял первую оперу «Лиза». По семейной традиции в 11 лет он поступил во 2-й московский кадетский корпус, где уже в первый год обучения выступил в концерте как пианист. После домашних музыкальных занятий под руководством тетки Любови Александровны учителями Скрябина были Г. Э. Конюс, затем Н. С. Зверев, по теоретическим предметам брал уроки и С. И. Танеева и Г. Э. Конюса. В 1892 году он окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у В. И. Сафонова с золотой медалью. Композицией занимался  у А. С.  Аренского, с которым отношение не сложились, и Скрябин прекратил с ним занятия, отказавшись от композиторского диплома.

Но отказаться от диплома – не значит отказаться от творчества. Всю свою жизнь, активно концертируя как пианист, Александр Николаевич включал в программу свои собственные сочиненияго творчество связано с двумя направлениями: фортепианной музыки и симфонической.

В ранний период творчества Скрябин сравнительно быстро прошел стадию подражания другим композиторам, в частности, Шопену, и уже в 90-е годы наметился его индивидуальный путь. Ряд видных композиторов и музыкальных деятелей оказали Скрябину поддержку. Это известный критик и публицист В. В. Стасов, композитор и дирижер А. К. Лядов, который часто осуществлял премьеры его симфонических произведений. Материальную и административную поддержку оказывал крупнейший нотный издатель М. П. Беляев, полюбивший Скрябина с первого знакомства.

Начиная с середины 90-х годов развертывается исполнительская деятельность Скрябина. Он выступает с концертами в различных городах России – Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Одессе, а так же за рубежом. Летом 1895 года состоялась первая заграничная поездка по городам Европы. В 1898—1903 Скрябин вошел в число профессоров Московской консерватории по классу фортепиано. Преподавательская работа ему не очень нравилась. Его тяготила учебная рутина, ему тесны были рамки учебных программ. Но несмотря на это, его ученики вспоминали особый дух творчества, который царил в классе в присутствии Александра Николаевича.

В музыке 90-х годов становятся все ярче причудливая изменчивость ритма, гармонии, интонаций. Постоянное «мерцание» диссонансов, легкость музыкальной ткани при большой внутренней насыщенности – все это получит продолжение и в других его сочинениях.

Скрябин рано проявил склонность к идейным обобщениям, к переводу впечатлений в концепции. Это привело его к крупным формам. Соната для фортепиано, позднее симфонии и симфонические поэмы становятся вехами в его творческом пути, а его фортепианные миниатюры – «малые модели» тех же больших концепций.

В 1904—09 жил в Швейцарии, а также во Франции и Италии, совмещая интенсивную творческую работу с гастролями по Европе и Америке. В это время усиливается роль нравственно-философских идей, поисков высшего смысла и пафоса бытия. Создать произведение – это значит внушить людям некую важную истину, ведущую в конечном счете ко всеобщим благотворным переменам, - такова окончательно сформировавшаяся идейная позиция композитора. Мысль о преображающей силе искусства, в частности, выражена в его шестичастной симфонии № 1 с участием певцов-солистов и хора. Чувства, связанные с торжеством человека, с радостным возбуждением, легкость и полет фантазии проходят и сквозь другие произведения этого периода: во Второй симфонии, «Божественной поэме» (симфонии № 3), фортепианные сонаты (№ 4, 5).

Третий период творчества Скрябина (1904-10) подчинен созданию «Мистерии», цель которой выходит за пределы искусства. В эти годы композитор ставит новые творческие задачи, что влечет за собой реформу его стиля и музыкального языка. Все усилия направлены на теоретическое обоснование своей концепции. Освободившись от обременительных занятий, находясь за границей, Скрябин усиленно изучает философскую литературу – произведения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, труды Второго философского конгресса (Женева, 1904). Его интересовало понятие «универсума», значение «абсолюта» в субъективном сознании, иначе говоря – значение того духовного начала, которое он вместе с некоторыми философами-идеалистами был склонен понимать как «божественное» в человеке и в мире. Вместе с тем в своих философских исканиях Скрябин оставался прежде всего художником. Философское чтение, беседы и диспуты являлись для него процессом возбуждения мысли, философия давала необходимый ему материал для обобщенно-поэтических метафор. Главные произведения этого периода – одночастная «Поэма экстаза» (1905-07), Соната № 5, фортепианные миниатюры «Загадка», «поэма томления» соч. 52, «Желание», «Ласка в танце» соч. 57.

В «Прометее» («Поэма огня», 1909-10) заметен сдвиг к концепциям еще более универсальным и вместе с тем более абстрагированным. Прометей – символ огня, света, жизни, борьбы, усилия, мысли. Это активная энергия вселенной, творческий принцип. музыка напоминает единый поток с прихотливо сложной линией внутреннего развития.

С 1910 поселился в Москве, выезжал с авторскими концертами в Нидерланды (1912), Великобританию (1914). Последние концертные выступления состоялись в в 1915 году в Петрограде, а 14 (27) апреля композитор умер. В четвертом, позднем периоде творчества возрастает роль мистически тревожных образов, музыка все более приобретает характер священнодействия.  Последние московские годы жизни композитора – время неуклонного роста его известности и признания. Он много концертирует, и каждая его премьера становится значительным художественным событием. В эти годы в центре интересов композитора проект «Мистерии», приобретающий все более конкретные очертания – грандиозное соборное действо, где все участники и «посвященные», и уже нет никакой публики; особенные, торжественные одежды; шествия, танцы, фимиамы; симфония красок, ароматов, «прикосновений»; движущаяся архитектура; шепоты, неведомые шумы, лучи заката и мерцание звезд; трубные гласы, «медные, жуткие, роковые гармонии». Участники как бы переживают всю историю «божественного» и «материального», достигая в конце концов воссоединения «мира и духа»; в этом-то, по идее композитора, и должно заключаться «последнее свершение». В качестве подготовительного варианта «Мистерии» Скрябин задумал большую театрализованную композицию под названием «Предварительное действие». В 1913-14 годах он работал над поэтическим текстом этого произведения, появлялись первые музыкальные эскизы, но работу прервала скоропостижная смерть композитора. Умер Скрябин в Москве 14(27).4.1915.