Ф.П.Толстой. Родомысл девятого на десять века. 1814

Один из самых известных представителей графского рода Толстых Федор Петрович (1783-1873) избрал в начале 19 века редкую для аристократа профессию: он решил стать художником. Для этого молодой человек оставил военную службу и стал вольнослушателем Академии художеств. Граф чувствовал влечение к скульптуре, его учителем стал известный скульптор профессор И.П. Прокофьев. Оставаясь преданным поклонником античного искусства, Толстой был приверженцем классических линий и пропорций, его искусство сдержанно, возвышенно и благородно. Наиболее ярко начинающий мастер проявил свой самобытный дар в медальерном искусстве и технике восковых рельефов, что требовало от автора прекрасного владения технологией, тщательности в исполнении, твердости руки, точности глаза и безупречного вкуса. Самые известные восковые рельефы Толстого начала века - "Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон", "Купающиеся дети", "Душенька" - сделали графа заметной фигурой среди русских скульпторов.

В 1810-х годах мастер увлекся медальерным делом, которому он сумел придать черты настоящего высокого искусства. Начало работы художника как медальера связано с Петербургским Монетным двором, куда в 1810 году он получил назначение. Толстой считал, что медальер должен всю работу по созданию медалей - начиная от первоначального рисунка до выбивания готовой формы в металле - уметь делать сам. Для чего он овладел всеми операциями сложной техники изготовления медалей. Медаль, по его мнению, должна быть ясной и доходчивой, "чтобы каждый мог понять сразу, по какому поводу она выбита". Первые медали Толстого отличаются классической строгостью композиции, красотой контуров, плавностью ритмов и точностью рисунка. "Сочинение поручаемых мне медалей, - писал Ф. П. Толстой, - я полагал производить в античном греческом виде, как лучшем в изящных искусствах, строго соблюдая верность обычаев, костюмов, местности и страны того времени и тех лиц, при которых совершилось долженствующее быть изображенным на медали известное событие…"

Подлинную славу и известность художник снискал после создания серии медальонов на темы Отечественной войны 1812 года. "Я русский и горжусь сим именем, - писал Ф. П. Толстой в дни Отечественной войны, - желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней… может и посредственный талант так одушевить, что он вниидет во врата грядущих времен… я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского". Работа над медалями продолжалась более 20 лет, за это время Федор Толстой создал двадцать одну скульптурную композицию. Каждый барельеф был исполнен в различных материалах: в металле, гипсе, воске. Они украшали интерьер в виде гипсовых медальонов или были гордостью коллекции нумизматов в виде небольших бронзовых медалей, при этом неизменно пользовались большим успехом как в России, так и по всей Европе.

Первый медальон из этой серии, выполненный в 1814 году, был посвящен российскому императору Александру и назывался "Родомысл девять на десятого века". Александр Благословенный, победитель Наполеона, воспринимался современниками как символ великой победы России, потому первый медальон серии изображал русского самодержца. Это аллегорическое изображение монарха, где он представлен в виде Родомысла - славянского бога храбрости, мудрости и правосудия. Портретные черты Александра - характерная прическа с бакенбардами, мягкие и мелкие черты лица - угадываются в медальоне, но они даны достаточно обобщенно.

Автор, желая подчеркнуть патриотический характер рельефа, отказывается от ссылок на сюжеты из античной мифологии или римской истории, что было в духе времени. Он вводит в обиход новый язык иносказаний, связанный с древней русской историей и славянской мифологией. Выбор Родомысла в качестве символа не случаен: мудрый бог славян, податель нужных советов, мог отстаивать справедливость и силой оружия, что было в наибольшей степени применимо к Александру I, одаренному дипломату и политику, ставшему воителем по необходимости.

Император на рельефе предстает в славянском островерхом шлеме-шишаке и кольчуге, правой рукой он держит копье, в левой руке - щит, в центре которого виден фрагмент российского герба, окруженного лавровым венком. По краю щита скульптор представил условное изображение грандиозной Лейпцигской "Битвы народов". Справа видна женщина, сидящая на возвышенном месте и опирающаяся левой рукой на щит; у ее подножия надпись: 1813. Лейпциг. По сторонам три бегущие мужские фигуры, преследуемые всадником: другой всадник попирает конем воина, который упал на правое колено. На левой стороне, три воина сражаются с тремя противниками; крайний воин пускает стрелу из лука; у ног противников лежат трупы убитых. По периметру медальона идет надпись: Родомысл девятагонадесять века. Сцены с битвой полны драматизма и напряженности, они вносят эмоциональные и динамичные ноты в общий торжественный строй портрета.

Разнообразие талантов Федора Толстого удивительно: он был великолепным графиком, широко известны его иллюстрации к поэме И.Ф. Богдановича "Душенька", неизменной популярностью пользовались его тонкие акварели. Толстой стал автором нескольких живописных картин, граф также был увлечен театральным искусством и работал над декорациями к балетам "Эолова арфа" и "Эхо". Также он много времени уделял общественным обязанностям и государственной службе. Сначала граф служил в Эрмитаже, затем медальером на Монетном дворе, позже он стал преподавателем медальерного класса в Академии. В дальнейшем заслуги скульптора будут отражены в назначении вице-президентом Академии художеств, Толстой станет профессором скульптуры и получит чин тайного советника.

Справочная информация

Родомысл - бог мудрости и красноречия, податель добрых советов. Когда князь, царь или народ собирались на совет, сход, собрание, то обязательно молились Радомыслу, чтобы тот подал радостную мысль для разрешения проблемы. Представляли его задумавшимся. В левой руке он держал копье - символ воина, правая опиралась о лоб. Род Толстых - дворянский и графский род Толстых происходит от древней германской фамилии. Их предком был Индрис, который в середине XIV века покинул пределы Германии и вместе с двумя сыновьями поселился в Чернигове. Здесь он принял крещение и получил имя Леонтия. Родоначальником Толстых стал правнук Индриса, Андрей Харитонович, который переселился из Чернигова в Москву и здесь уже от Василия Темного получил прозвище Толстой, которое впоследствии стало передаваться и его потомкам. Первые из представителей этой фамилии были военными. Эта традиция сохранялась всеми поколениями Толстых, однако впоследствии многие Толстые прославили свой род и как видные государственные чиновники, и как деятели искусства и литературы.

Медальерное искусство - искусство изготовления монет и медалей, особая область мелкой пластики, родственная глиптике. В качестве материала для монет и медалей используются металлы (медь, серебро, золото и другие), которые благодаря их относительной прочности и гибкости позволяют добиться чёткости мелкофигурных изображений. Медальерное искусство возникло в Древней Греции с появлением монет (рубеж 8 и 7 веков до н. э.). Медальерное искусство подчинено основным стилевым закономерностям развития искусств пластических, но имеет и ряд особенностей. Для медальерного искусства характерны: устойчивость иконографических типов и композиционных приёмов, связанных с необходимостью вписать изображение в заданную форму (главным образом, в круг) и добиться органичного композиционного сочетания изображений с надписями; поиски ясных и лаконичных пластических решений, способствующих облегчению восприятия изображений; широкое применение символов, эмблем, аллегорий.

Аллегория - художественное обособление отвлечённых понятий посредством конкретных представлений. Религия, любовь, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые им качества и наружность заимствуются от поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению, например, обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времён года - посредством соответствующих им цветов, плодов или же занятий, справедливость - посредством весов и повязки на глазах, смерть - посредством клепсидры и косы.

Битва под Лейпцигом (известная также как Битва народов, нем. Vоlkerschlacht bei Leipzig, 16-19 октября 1813 г.) - крупнейшее сражение Наполеоновских войн и крупнейшее в мировой истории до начала Первой мировой войны, в котором император Наполеон потерпел поражение от союзных армий России, Австрии, Пруссии и Швеции.Битва произошла на территории Саксонии, с обеих сторон в ней участвовали немецкие войска. В первый день сражения 16 октября Наполеон удачно атаковал, но под давлением превосходящих сил союзников вынужден был 18 октября отступить к Лейпцигу. 19 октября Наполеон с большими потерями начал отступление во Францию. Сражение завершило кампанию 1813 года тем, что под властью Бонапарта осталась одна только Франция, привело к вторжению союзников во Францию в 1814 году и первому отречению Наполеона от престола.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева