СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич. Биография

СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич (1882-1946) - русский живописец, график, театральный художник, представитель символизма, один из виднейших мастеров круга "Голубой розы", Родился семье жандармского полковника Г.П.Судейкина, убитого через год народовольцами. С 1897-1909 гг. С. Ю. Судейкин занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; в 1902 был отчислен на один год за показ на студенческой выставке работ "непристойного содержания". В 1909 поступил в петербургскую Академию художеств, где до 1911 года учился в мастерской Д. Н. Кардовского. Был одним из организаторов выставки "Голубая роза" (1907), а также одним из членов-учредителей "Мира искусства" (1910). Помещал графику в журналах "Весы", "Аполлон", "Сатирикон" и "Новый Сатирикон". Жил в Петербурге, часто наезжал в Москву.

Судейкин активно использует в своем творчестве лубок, отчего его работы производят впечатление кукольных спектаклей: "Гулянье" (1906); "В парке" (1907); "Балет" (1910), "Масленичные герои" (1910-е гг.).

Многие работы художника написаны на сюжеты "галантной" эпохи. "Пастораль" (1905), "Сад Арлекина", "Венеция" (обе 1907), "Северный поэт" (1909), "Восточная сказка" (начало 1910-х) - названия этих картин говорят сами за себя. Романтический сюжет у Судейкина нередко получал наивную трактовку, содержал элементы пародии, гротеска, театрализации.

С конца 1890-х годов Судейкин активно работал в театре, где оформил совместно с Н. Н. Сапуновым "Смерть Тентажиля" М. Метерлинка в постановке В.Э.Мейерхольда (студия на Поварской, 1905). Работал как театральный декоратор в театрах В.Ф.Комиссаржевской, Новым Драматическим, Малым и Камерным. В 1912-1913 принял участие в "Русских сезонах" С. П. Дягилева, выполнив декорации и костюмы к балетам "Красная маска" Н. Н. Черепнина и "Трагедия Саломеи" Ф. Шмидта. В эти же годы он работает и как иллюстратор, оформляя книги М. Кузьмина.

В 1911 стал одним из устроителей и декораторов артистического кабаре "Бродячая собака".

В 1917 Судейкин уехал в Крым, а затем - в Тифлис, где также оформлял литературные кафе ("Химериони" и "Ладья аргонавтов"). В 1920 переехал из Батума в Марсель. Был сценографом кабаре "Летучая мышь" Н. Ф. Балиева в Париже. Вместе с этой труппой прибыл на гастроли в США (1922) и обосновался в Нью-Йорке. Участвовал как художник во многих постановка театра "Метрополитен-опера" (балеты И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1924), "Соловей" (1925), "Свадебка" (1929); оперы "Садко" Н. А. Римского-Корсакова (1929), "Летучий голландец" Р. Вагнера (1930) и спектаклях Л.Ф.Мясина, М.М.Фокина, Дж. Баланчина и т.д., оставаясь одним ярких представителей русского модерна в театрально-декорационном искусстве.

В 1934-35 гг. им были также выполнены декорации к кинофильму "Воскресение" по роману Л. Н. Толстого для Голливуда.

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева