Матюшин Михаил Васильевич

(1861-1934)

       Михаил Васильевич Матюшин родился в 1861 году в Нижнем Новгороде. Он был незаконнорожденным сыном Н.А.Сабурова и бывшей крепостной крестьянки. Получил фамилию матери.
       В 1871 году Матюшин завершил начальное музыкальное образование в нижегородской школе Русского музыкального общества. С 1877 по 1880 годы он учился в Московской консерватории по классу скрипки, одновременно самостоятельно занимаясь живописью и графикой.
       В 1881 году Матюшин переехал в Петербург, где в 1882–1913 годах работал скрипачом Придворного оркестра, что давало ему возможность заработать средства на дальнейшее обучение. В 1894–1898 годы он посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств. В 1903–1905 годы обучался в школе-студии Я.Ф.Ционглинского. Здесь он познакомился с поэтессой и художницей Еленой Гуро, которая стала его единомышленницей и супругой. В 1906–1907 годах Матюшин занимался в школе-студии Е.Н.Званцевой. Выйдя из нее, он сдружился с Н.Кульбиным, братьями Бурлюками, В.Хлебниковым, К.Малевичем, А.Крученых и другими представителями искусства авангарда.
       Вскоре Матюшин стал одним из организаторов авангардного движения. По его инициативе в 1910 году было создано объединение «Союз молодежи», открыто издательство «Журавль», которое с середины 1910-х годов по 1917 год выпустило 20 футуристических книг, иллюстрированных ведущими представителями русского авангарда О.Розановой, Н.Гончаровой, Н.Кульбиным и другими. В их числе русский перевод книги Глеза и Метценже "О кубизме", сборники "Трое", "Садок Судей 1" и "Садок Судей 2", "Проповень о проросли мировой" Павла Филонова, "Новое учение о войне" Велимира Хлебникова, "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм" Казимира Малевича.
       С 1908 года Матюшин участвовал в выставках, в числе которых были: «Современные течения»1908 года, «Импрессионисты» 1909 года, салоны В.Издебского, «Треугольник» 1910 года, Салон независимых в Париже 1912 года, 14-я Международная выставка искусств в Венеции в 1924 году и другие.
       С 1909 года Матюшин начал педагогическую деятельность. Он преподавал в Народной консерватории, где в 1916–1918 годах работал над созданием нового типа скрипки.
       В 1913 году Матюшин вместе с К.Малевичем и А.Крученых провел в местечке Уусикиркко близ Петербурга «Первый всероссийский съезд футуристов». Съезд, состоявшийся при участии этих трех столпов русского авангарда, выпустил манифест, в котором оповещалось о создании первой футуристической оперы «Победа над Солнцем». Либретто оперы написал поэт Крученых, музыку – Матюшин, эскизы костюмов и декораций – Малевич. В партитуру оперы Матюшин включил грохот пушечной канонады, шум мотора и другие звуковые эффекты.
       В декабре 1913 года "Союз молодежи" совместно с поэтическим объединением "Гилея", куда входили В.Хлебников, А.Крученых и Б.Лившиц, провозгласил учреждение нового футуристического театра "Будетлянин", который поставил оперу "Победа над солнцем".
       В 1914 году Матюшин написал музыку к "Побежденной войне" Алексея Крученых.
       Несмотря на то, что в союзе с Малевичем, с которым Матюшина связывала многолетняя творческая и личная дружба, он создал одно из самых известных произведений авангардного искусства, другие его сочинения носили не столь радикальный характер. Фортепьянные сюиты «Дон Кихот» и «Осенний сон» для скрипки и фортепьяно 1915 года примыкали к традиции символизма, в то же время тяготея к «разлому старого звука», к новым тональным системам и течениям в современной музыке, родственным «додекафонии» австрийского композитора А.Шенберга. С целью теоретического осмысления этих музыкальных новаций в 1915 году Матюшин выпустил «Руководство к изучению четвертей тона для скрипки», а в 1917–1918 разработал новый, упрощенный тип своего любимого инструмента.
       Параллельно с музыкальным творчеством развивались живописные увлечения Матюшина. Как и другие русские художники, с некоторым запозданием по отношению к европейской традиции, на заре ХХ века он освоил эстетические принципы импрессионизма; в начале 1910-х годов на короткое время попал под воздействие идей кубизма, близостью к которым отличался цикл «кристаллографических» композиций художника. Любовь к природе, пристрастие к наблюдению растительного мира способствовали созданию серии скульптур из древесных корней и сучьев «Освобожденное движение».
       Начиная с середины 1910-х годов Матюшин развивал идею «расширенного видения», возникшую под влиянием теории «четвертого измерения» математика-теософа П.Д.Успенского. Труды Успенского, передающие целостный метод восприятия и познания мира, Вселенной и человека, произвели переворот в творческом сознании Матюшина. Он сделал попытку воплотить художественными средствами один из основных постулатов философа – раздвижение границ традиционного физического зрения человека. Стремясь создать примеры «расширенного видения», Матюшин писал в окрестностях Петербурга «медитативные пейзажи», отражающие теорию синтетического видения.
       В послереволюционные годы Матюшин, как и другие представители русского авангарда, включился в организационную и педагогическую деятельность. В 1918–1926 годах он преподавал в петроградских Государственных свободных художественных мастерских, позднее преобразованных во Вхутемас, где возглавлял мастерскую пространственного реализма. В 1922 году он продолжил свою преподавательскую деятельность в Музее живописной культуры, возглавив там одну из лабораторий.
       В 1920-е годы вместе со своими учениками Матюшин создал серию музыкальных театральных постановок на основе произведений Елены Гуро, среди которых были "Небесные верблюжата" и "Осенний сон".
       В 1923 году ученики Матюшина образовали группу «Зорвед» (от слов «зорко ведать») и опубликовали свой манифест. Воплощением идей Матюшина и его учеников, самыми последовательными из которых были представители семьи Эндер и Н.Костров, были циклы произведений абстрактного характера, исполненные преимущественно в технике акварели.
       В конце 1920 – начале 1930-х годов Матюшин и его последователи делали попытки практической реализации своих идей в сфере оформительского искусства и дизайна. В связи с этим в 1932 году был выпущен в свет коллективный труд «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету», предназначенный для практического применения в производстве. Планировалось издание второго тома этого труда, но завершить его не удалось.
       14 октября 1934 года Михаил Васильевич Матюшин умер в Петербурге.