Былинный мир

Былинный мир совсем не похож не только на тот, в котором мы живем сегодня, но и на тот далекий, знакомый нам по учебникам истории. Непохожи люди, населяющие мир былин, а тем более «нелюди», которых там немало. Необычайны события, происходящие в былинах. Вещи, предметы чаще всего необыкновенны. Время и пространство измеряются непривычным образом. Эти особенности проявляются в любой былине, о чем бы она не повествовала. Вот почему справедливо говорить о своеобразном былинном мире.

Он создан воображением, фантазией, поэтому его можно назвать художественным. В то же время многие поколения верили в этот мир как реально существующий, средоточие настоящей истории. Значит, мир былин не просто художественный. В нем запечатлелся многовековой исторический опыт наших предков, выразилось народное понимание прошлого.

Большую часть былин оставили нам севернорусские сказители. Но были сказители и в других регионах: в Сибири, на Волге, Дону, Урале, Тереке. В научной практике принято называть былины по главным героям и событиям. Есть герои, вокруг которых собрано много сюжетов, – это циклы былин. Обратимся к «былинному каталогу» и познакомимся с названиями некоторых былин.

Из цикла былин об Илье Муромце:

«Исцеление Ильи». «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Илья Муромец и Идолище». «Илья Муромец и Калин-царь». «Бой Ильи Муромца с сыном». «Три поездки Ильи Муромца» («Илья Муромец и разбойники», «Илья Муромец побеждает коварную волшебницу», «Илья Муромец добывает и раздает богатство»). «Бунт Ильи против князя Владимира». «Илья Муромец и голи кабацкие». «Илья Муромец на Соколе-корабле».

Из цикла былин о Добрыне Никитиче:

«Добрыня и Змей». «Добрыня и Настасья» (Женитьба Добрыни). «Добрыня и Маринка» (Волшебница околдовывает богатыря). «Добрыня и Василий Казимирович» (Богатыри берут дань с татарского царя). «Добрыня и Алеша Попович».

Из былин новгородского цикла:

«Гусляр Садко и новгородцы». «Садко в гостях у морского царя». «Василий Буслаевич и новгородцы». «Смерть Василия Буслаевича».

Некоторые былины вне циклов:

«Алеша Попович и Змей Тугарин». «Вольга и Микула». «Вавило и Скоморохи» (Скоморохи силой искусства побеждают врагов).

Все эти былины стали известны нам, вошли в культуру, потому что их в свое время записали от сказителей и напечатали в книгах. Одни и те же былины знали и пели разные сказители. Полностью совпадающих текстов одной былины нет, даже если записывали одну и ту же былину несколько раз от одного сказителя. Каждый текст – это вариант.

(По книге Б. Путилова «Богатырская застава»)