В.Д.Поленов. Русская деревня. 1889

Василий Дмитриевич Поленов принадлежит к числу выдающихся мастеров русского пейзажа второй половины XIX столетия. Художник привнес в пейзажную живопись ощущение радости бытия человека в окружающем мире, наполнив свои работы чувством умиротворенности, гармонии и покоя. Наивысшие его достижения связаны с изображением уголков родной русской природы.

Экспонировавшаяся на XVIII передвижной выставке 1889 года картина "Русская деревня" своим лиризмом и камерным настроением близка знаменитому "Московскому дворику". Узкий мостик задает направление взгляду, устремляя его к небольшому селу в несколько дворов с потемневшими от дождей избами, крытыми бурой соломой, покосившимся ветхим забором. Поленов этнографически точен в воспроизведении резных украшений на фронтонах домов и наличников на окнах. Многочисленные мелкие детали - кривые тропки, сбегающие к воде, капустные грядки, играющие ребятишки, петухи и куры, сорока на жерди изгороди - открываются зрителю постепенно, заставляя глаз внимательнее ощупывать пространство полотна.

Мальчик, играющий с корабликом, и сидящие на песчаном откосе крестьянские ребятишки в известной степени стаффажны, но без них образ северной деревни был бы неполным. Находящиеся в отдалении избы и заборы написаны тщательно. Приближенные к зрителю речка, пригорок, тропинки в зеленой траве исполнены широкой кистью и по-этюдному свободны. Живопись переднего плана богата оттенками: розоватые и сиреневые рефлексы играют на поверхности воды, сквозь зелень травы на другом берегу просвечивает золотисто-желтый подмалевок.

Взаимное притяжение пейзажной и жанровой живописи характерно для творчества многих художников последней четверти XIX века. Но у Поленова в его "обытовленных" пейзажах выражена совсем иная философия, чем у многих его современников-передвижников. "Поленов пересмотрел смысл и назначение будничности как темы художественного произведения, - писал В.С. Манин, - Былая его интерпретация как скучного прозябания оборачивается многозначительностью вследствие светлой поэтизации реальности". Эта поэтизация заключена не только в самом мотиве, в разлитой тишине и ощущении всеохватывающего спокойствия. Она таится и в самой гармонии красок, в их насыщенном звучании. Опыт пленэрной живописи помогает художнику передать чистоту и прозрачность воздуха, мягкий рассеянный свет, льющийся сквозь кружевную завесу облаков.

Ступина А.С.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева