АУТОДАФЕ. Официальный отчет (отрывки)

1 вариант

Лица, вышедшие на этот суд, как приговоренные к сожжению, так и покаявшиеся в ереси с санбенито и свечами. Вот то, во что верили и чего держались эти люди: они отрицали власть Папы, они утверждали, что духовенство не обязано сохранять обет безбрачия и может жениться. Далее утверждали, что все люди спасены страданиями Господа нашего Иисуса Христа, и что дела благотворительные, набожные и другие, творимые ради Господа, не имеют никакой цены, что поклонение и почитание святых есть насмешка, и что люди, поклоняющиеся иконам, идолопоклонники, что истинный Бог не присутствует в святых таинствах, даже в крови в чаше, а что это делается только в память о Его страданиях. Они вспоминали Тайную Вечерю по четвергам и причащались хлебом и вином. Они утверждали, что папа такой же человек, как все другие, и не имеет больше власти, чем другие, а если вообще имеет, то такую же, как епископы и монахи. Они говорили, что нет необходимости исповедоваться вслух, и что исповедь вообще необходима только Богу непосредственно.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие причины причисления людей к еретикам называет документ? *Обобщите эти обвинения и выразите их в одном-двух предложениях.
  2. *Какие из названных в документе «еретических идей» перекликаются со взглядами Яна Гуса?

 

2 вариант

Этот суд происходил на площади Святого Франсиска, где устроили огромные подмостки, со всех сторон площади можно было видеть всех, находившихся на них. Улица так запружена народом, что одни наседали на других от тесноты, и многие явились уже с предыдущей субботы.

На этот суд явились тридцать живых человек и одна статуя. С каждым еретиком и подсудимым шли по 2 члена Инквизиции, из города и из других мест приехало более четырехсот членов Святой Инквизиции.

Перед началом суда была прочитана одна бумага Святой Инквизиции, в которой выражалась просьба принцам и всем прочим присутствующим, чтобы они оказали помощь Святой Инквизиции и поклялись в этом.

Среди примирившихся с церковью и покаявшихся, не сожженных, были Дон Педро Сармиенто, сын маркиза Поза, старый командор де Керетана, житель Паленсии, присужден к ношению санбенито и пожизненному заключению в тюрьме, что весьма печально для такого знатного и видного кавалера, и конфискации имущества, Дон Луис де Рохас, его племянник, наследник титула и имущества маркиза Поза, Донья Менсиа де Фигероа, бывшая придворная дама королевы, Хуан де Ильоа Перера, кавалер, командор ордена Святого Иоанна.

Среди приговоренных к сожжению – Донья Элеонора де Виверо, бывшая жена чиновника финансового ведомства в Касальи, мать приговоренного к сожжению доктора Августина де Касальи. Ее не было уже в живых, поэтому на площади были статуя ее и кости. Кости ее были вынуты из одной очень видной часовни в Вальядолиде, и были положены в гроб для сожжения. Затем был немедленно издан приказ о снесении главных домов, где она жила, и домов всех ее детей, чтобы положить на их место камень с надписью о преступлении: в этих домах собирались для проповедей еретики.

Сошли еретики, приговоренные к сожжению, на площадь и повезли их на ослах. И так их вывели из города в поле, где были вкопаны в землю пятнадцать очень высоких столбов и под каждым груда дров. И доктор Касалья закричал громко, что умирает за то, что был еретиком и что Господь оказал ему великую милость, дав одуматься вовремя и познать Иисуса Христа, и раскаяться, и что все, умиравшие с ним, умирают из-за его учения и по его вине, и прочие слова искреннего сожаления. А Эрресуэло не выказал ни малейшего сожаления или раскаяния, ни когда взошел на костер, ни когда стоял на нем. И так его сожгли живым, как упорного, не раскаявшегося еретика. А когда он спускался с подмостков, идя на сожжение, то шел так надменно, что, повстречавшись на одной из ступенек с Элеонорою де Сиснерос, его женою, покаявшеюся еретичкою, сидевшей в санбенито ниже его, он толкнул ее в гневе великом за то, что не умирала, как он.

Во вторник утром на площади, показался деревянный крест из двух палок, грубо сколоченных гвоздями. Некоторые стали говорить, что это сделали еретики, но оказалось, что ночью на месте костра спало много бездомных людей. И они сказали, что из страха перед дьяволом сделали крест из палок, найденных на месте сооружения подмостков, и положили его там.

Ответьте на вопросы:

  1. Как вы считаете, зачем церковь устраивала казнь еретиков как массовое зрелище?
  2. По какому основанию кого-то из осужденных церковью приговаривали к смерти, а других – к наказаниям без лишения жизни?
  3. *Почему руководству инквизиции было необходимо перед началом суда получить клятву в предоставлении помощи в ее делах? От кого ожидалась эта помощь?
  4. **Прочитайте список «примирившихся с церковью и покаявшихся, не сожженных» и предположите одну из причин, почему их наказание было смягчено?
  5. Как вели себя осужденные во время аутодафе? **Чем могла объясняться разница в их поведении?
  6. **Как воспринимал суд инквизиции простой народ Испании?