В.В. Верещагин. У дверей мечети. 1873

Полотно принадлежит к так называемой Туркестанской серии. В те годы современники подчас называли художника «Верещагин-Ташкентский» в отличие от живописцев-однофамильцев. Этнографией Востока художник увлекался не в меньшей степени, чем собственно батальными сценами, и, как правило, захватывал зрителей необычностью сюжетов и их трактовки. Картина написана, как и большинство полотен, на основе натурных работ, сделанных во время пребывания в Средней Азии, где художник задумал и выполнил целый ряд жанровых композиций. На полотне изображен редкий по красоте и художественной отделке портал почитаемой мусульманами святыни – мечети Газрет-Ясави (Газрей-Вассави). У дверей примостились нищие в грязных, рваных халатах, занятые поисками докучливых насекомых. Замечательно правдивы здесь люди, костюмы, вся обстановка. Художник стремился передать в своей картине мысль об упадке и вырождении некогда роскошной и грозной феодальной цивилизации, которой он посвятил решенную подобным же образом композицию «Двери Тамерлана» (1872–1873, Третьяковская галерея).