И.Н. КРАМСКОЙ. ПОРТРЕТ П.М. ТРЕТЬЯКОВА. 1876

Знакомство И.Н. Крамского с П.М. Третьяковым началось в 1869 году и через несколько лет превратилось в настоящую дружбу. На протяжении многих лет они состояли в переписке, обсуждая волнующие их вопросы политической и культурной жизни России.

Нужно было очень хорошо знать и очень хорошо относиться к человеку, чтобы написать столь сдержанный по художественному языку и столь проникновенный портрет. Крамской, по своему обыкновению, сосредотачивается на наиболее ярких, определяющих характер модели качествах. Он подчеркивает сдержанность, внутреннюю уравновешенность, скромность и достоинство своего героя. На лице Третьякова художник особенно выделяет лоб – «обиталище» мысли. Этот прием характерен и для других портретов художника. Крамской стремится подчеркнуть общественную значимость личности Третьякова. Портрет заставляет вспомнить заслуги Третьякова перед отечественной культурой. Частью его огромного собрания стала галерея портретов выдающихся деятелей русского искусства, для которой Крамской написал двенадцать портретов. Портрет Павла Михайловича Третьякова занял достойное место в их ряду.