АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич. Биография

АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич - русский скульптор. Родился в небогатой еврейской семье. С 1862 года он - вольнослушатель Петербургской Академии художеств. Учился Антокольский в классе Н. С. Пименова, а после его смерти у гравера и скульптора И. И. Реймерса. Уже первые горельефы начинающего скульптора "Еврей - портной" (1864) и "Еврей - скупой" (1865, обе в Государственном Русском музее), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность, реалистичность и психологическую точность образов художника.

В Петербурге художник сближается с И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, М. П. Мусоргским, становится другом И. Е. Репина. Его первые работы психологически точны. В 1869 году он создает свое первое историческое произведение - "Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху" (1869, ГТГ).

Важной вехой в творчестве Антокольского явилась статуя "Иван Грозный" (1871, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ; гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), экспонированная на Первой передвижной выставке. Образ "мучителя и мученика", как называл Ивана Грозного Антокольский, безусловно, сложился под влиянием современной ему исторической оценки царя. Успех произведения был грандиозным. Антокольский был удостоен звания академика. О нем заговорили как о гениальном мастере.

Другая работа Антокольского - "Христос перед народом" имела ряд вариантов в бронзе (Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева) и в мраморе (Государственная Третьяковская галерея). В Христе Антокольский акцентирует величие духа и спокойствие, стойкость и готовность к смерти во имя того, что считает истиной.

По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России. Цельность, энергия, порыв присущи этому образу, в котором воплотились характер великого реформатора и эпоха подъема России. Эта статуя послужила основой для создания памятников в Таганроге, Архангельске; уменьшенный вариант статуи находится в Петергофе, бронзовыми экземплярами представлена эта работа в Третьяковской галерее и Русском музее, гипсовым в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева. Сравнение двух, почти одновременно созданных, произведений - "Ивана Грозного" и "Петра I" - наглядно показывает, как скульптор сумел найти разные художественные средства для воплощения ярких образов представителей этих переломных в истории России эпох. Если Грозный замкнут на себе, то Петр обращен к людям, он вышел на просторы России - воевать. строить, преобразовывать. Как бы омывается ветром Фигура воспринимается во всем величии и масштабности. История у Антокольского связана с этическими проблемами, и это было актуально.

Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. Одно из его наиболее проникновенных произведений надгробие М. А. Оболенской на кладбище в Риме (1874, гипс, проект, Научно-исследовательский музей Академии художеств). Скульптор был потрясен кончиной девушки, ум и добродетель которой он высоко ценил; потому в памятнике и выражено сильное и искреннее чувство. Большое значение скульптор придавал портрету.

Статуи и портретные бюсты, надгробные монументы и эскизы памятников, изделия прикладного искусства и графические и работы - этот далеко не полный перечень характеризует диапазон художественной деятельности Марка Матвеевича Антокольского.

Гришина Н.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева