8. Опыт по выжиганию кислорода из атмосферного воздуха.

Ученики вспоминают, что узнали на прошлом уроке (про состав атмосферного и выдыхаемого воздуха) и как это узнали. Учитель предлагает узнать точнее количество углекислого газа и кислорода в воздухе.
У: Как можно узнать, сколько кислорода в воздухе?
Вася: Поставить в большую комнату газовую плиту. Закрыть окна. И жечь. Кислород сгорит. А потом как-нибудь измерить, что потратилось.
У: вот сейчас мы сделаем примерно то, что предложил Василий. Вместо комнаты возьмем стеклянный колпак (трехлитровую банку). А вместо печки – горящую свечу. Поставим ее на подставку в миску с водой. (Подставка должна свободно пропускать воду). Банку опустим на подставку, накрывая горящую свечу.
Учитель демонстрирует опыт, по ходу опыта рассказывая, что и как он делает. Называние опыта и его зарисовка производятся позднее.

опыт, начало  опыт, продолжение  опыт, конец

У: Что видели?
Д: Воздух сгорел. Кислород сгорел.
У: Вот прямо это и видели?
Д: Вода затягивалась в банку, когда горение кончилось.
У: А потом продолжала затягиваться?
Д: Нет, остановилась. Поднялась примерно на четверть (пятую часть) банки.
У: А если бы нам удалось пробраться внутрь банки и снова поджечь свечу, она бы загорелась?
Д: Нет, Кислород весь сгорел.
У: Что горело?
Д: Воздух, нет, кислород.
У: Лучше сказать, что кислород затрачивался на горение. А что горело?
Д: Свечка. То, из чего она сделана.
При этом возможен вопрос: а куда же девается образующийся при горении углекислый газ. Правда, по счастью, дети этого вопроса не задают. А иначе пришлось бы им объяснять про растворимость углекислого газа в воде, а это пока рановато.
Вывод (записывается на доске и в тетрадях): «При горении воздуха стало меньше на 1/5, значит, кислорода в воздухе примерно 1/5 часть.»
Можно предложить детям попробовать записать вывод самостоятельно, пройти по рядам, корректируя детские записи, а затем сформулировать правильный вывод. Самостоятельные выводы могут быть, например, такими: « В миске была известковая вода. Возможны и другие неверные или неточные выводы.».

схема опыта