Левитан Исаак Ильич

(1860-1900)

       Левитан – один из самых любимых и признанных русских пейзажистов. Секрет этой популярности, по словам одного из биографов художника, состоит в том, что в его картинах предстает «не равнодушная природа, чуждая нашему сердцу, а природа, согретая человеческим чувством, одухотворенная человеческой мыслью», и что он умеет «передавать другим испытанные им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их». С творчеством Левитана в русскую живопись вошло понятие пейзажа-настроения.
       Родился Левитан 18 (30 августа по н. ст.) 1860 года в посаде Кибарты (ныне поселок Кибартай в Литве) в образованной и культурной семье. Отец его окончил раввинское училище, но не пошел по пути религиозного служения. В разное время он был преподавателем иностранных языков в городе Ковно (ныне Вильнюс), железнодорожным служащим. В начале 1870-х годов семья перебралась в Москву.
       Первоначальное образование Исаак получил дома, под руководством отца и матери. В 13-летнем возрасте, в 1873 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он был любимым учеником А.К.Саврасова и, по словам М.В.Нестерова, «слыл в школе за талант». Юношеские годы Левитана прошли в тяжелой нужде и лишениях. Рано оставшись без отца и матери, он испытал всю горечь бедности, унижений и даже гонений, но преодолевая тяжелые обстоятельства жизни, усердно занимался в Училище. С целью заработка он исполнял кое-какие художественные заказы, давал уроки рисования, публиковал в журналах литографии и рисунки.
       Главную роль в формировании Левитана как пейзажиста сыграл Саврасов, возглавлявший пейзажный класс Училища до 1882 года. Он передал своему ученику высокое вдохновенное отношение к природе и умение наполнить любой, даже самый обыденный мотив красотой и поэтическими чувствами. Другим его учителем был В.Д.Поленов. Открывая ученикам секреты пленэрной живописи с ее чистотой и яркостью красок, с ее возможностью передавать солнечный свет и световоздушную среду, Поленов рассказывал о новом западном искусстве, о барбизонцах, об импрессионистах, прививал любовь к натурному этюду как самоценному произведению. Первые свои картины «Вечер» (1877), «Солнечный день. Весна» (1877) и другие Левитан выставлял на ученических выставках Училища, они отличались простотой и безыскусностью мотивов, искренностью чувств. Важным событием в жизни молодого художника стало приобретение П.М.Третьяковым для его знаменитой к тому времени галереи картины "Осенний день. Сокольники" (1879), в которой через эмоционально окрашенный образ природы и тонкое соответствие его состоянию человека художник передал грустное настроение осеннего непогожего дня. И это умение наделить пейзаж чувствами, выразить красками эмоции, свойственные человеческой душе, заставляло уже современников Левитана считать его пейзажистом, открывающим новую страницу в пейзажной живописи, а впоследствии называть его мастером пейзажа-настроения.
       Поленов познакомил Левитана с известным промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым, и кругом художников, посещавшим его дом в Москве и бывавших в его загородном имении Абрамцево. По заказу Мамонтова в 1884–1886 годах Левитан исполнил вместе с другими художниками декорации к спектаклям его Частной оперы «Русалка», «Фауст», «Жизнь за царя».
       В 1884 году Левитан впервые участвует в выставке Товарищества передвижных художественных выставок, показав картину "Вечер на пашне"(1883), постоянным членом этого общества он станет в 1891 году. Формально оставаясь учеником Училища до 1885 года, последние два года Левитан занятий не посещал, и вышел из Училища со званием неклассного художника.
       В конце 1870-х–первой половине 1880-х годов художник пишет картины небольшого формата, выбирая простые камерные мотивы. В это время излюбленными местами для летней работы были Саввинская слобода под Звенигородом или окрестности усадьбы Киселевых Бабкино на реке Истре, недалеко от Воскресенска, где он провел не одно лето вместе с семьей Чеховых. С А.П.Чеховым Левитан был связан глубокими узами дружбы и взаимной привязанности многие годы. В пейзажах «Саввинская слобода под Звенигородом» (1884), «Речка Истра» (1885) непосредственность увиденного в натуре сочетается с тонкой поэтичностью, замечательное владение средствами пленэрной живописи с мягкостью и нежностью красок. Дух живописных исканий и открытий свойствен таким картинам, как «Мостик. Саввинская слобода» (1884), где сохраняя верность натуре, художник вплотную приближается к импрессионистической живописи, или «Березовой роще» (1885-1889) с ее многообразной игрой красок и солнечного света, рождающими настроение радости от красоты мира.
       Первой серьезной и плодотворной поездкой Левитана было его путешествие по Крыму в 1886 году. Поселившись в Ялте, художник работал во многих местах южного берега, посещая Массандру, Алупку, Симеиз, Кореиз, Бахчисарай и другие. 60 крымских этюдов, показанные на Периодической выставке Московского Общества любителей художеств, были раскуплены в первые же дни работы выставки любителями искусства, оценившими стремление Левитана уйти от банальных эффектных видов Крыма и глубоко по своему увидеть красоту древней Тавриды.
       Но полностью раскрыться дарованию Левитана помогли поездки на Волгу. Начиная с 1888 года, три года подряд все летние месяцы он жил в небольшом городке Плесе, путешествуя и по другим приволжским городам. Творчество художника получает новое направление – его пейзажи приобретают лирико-эпическое звучание. Он переходит от работы в небольшом формате к большой картинной форме, дающей возможность создания обобщенных образов волжской природы. Обретая все большую свободу и самобытность, он достигает удивительной способности запечатлевать сложнейшие для передачи трудно уловимые, быстро меняющиеся состояния в природе. В это время складывается и его творческий метод – он много работает с натуры, пишет и заканчивает картины в мастерской. Картины «Вечер на Волге» (1888), «После дождя. Плес» (1889), «Вечер. Золотой Плес» (1889), «Свежий ветер. Волга» (1895) – это не только правдивые картины, наполненные живыми наблюдениями волжской природы и жизни небольшого волжского городка, но и возвышенные образы, воспевающие широту просторов, величавую красоту Волги.
       Конец 1880-х-1890-е годы – период расцвета таланта Левитана. Особенная слава досталась картине «Тихая обитель» (1890). Задуманная на Волге под Юрьевцем, под впечатлением от пребывания вблизи Кривоозерского монастыря, она стала воплощением представления художника о жизни, лишенной шума и тягот мира, праздной суеты, жизни, подчиненной законам высшей гармонии, когда человеческое сливается с божественным. С ее появлением на передвижной выставке 1891 года началась широкая известность Левитана. А.П.Чехов писал: "Левитан празднует именины своей великолепной музы: его картина производит фурор". Столь же цельный образ создан в картине «Вечерний звон» (1892).
       В 1890 году Левитан впервые побывал за границей. Он посетил Берлин, Париж, Ниццу, Венецию, Флоренцию и ряд других городов. Поездка, продолжавшаяся около двух месяцев, дала ему возможность познакомиться с крупнейшими культурными центрами Европы, увидеть современное европейское искусство. Результатом поездки стали небольшие свободные по живописи и лирически прочувствованные картины «Канал в Венеции» (1890), «Близ Бордигеры. На севере Италии» (1890), свидетельствующие о его интересе прежде всего к маленьким живописным городам Франции и Италии. Ни один раз Левитан еще побывает за границей. Во время второй поездки в 1894 году его особенно будут привлекать виды озера Комо в Северной Италии и горного местечка Корниш на юге Франции. Этюды, написанные в этих местах, станут основой для создания больших картин "Озеро Комо"(1894) и "Корниш. Юг Франции"(1894).
       В 1889 году после долгих лет скитаний по меблированным комнатам Левитан начал работать, а позднее и поселился в мастерской в Трехсвятительском переулке. Эта большая, просторная, с верхним светом мастерская, размещавшаяся во дворе усадьбы представителей богатой купеческой семьи Морозовых, была предоставлена Левитану его приятелем Сергеем Тимофеевичем Морозовым, человеком образованным, художником-дилетантом, страстно любящим живопись. В этой мастерской были созданы все лучшие картины художника.
       В первой половине 1890-х годов художник создает обобщенные образы, в которых звучат значительные темы. Его картины обогащаются более глубокими мыслями и чувствами, в них приоткрывается сложный философского склада внутренний мир художника. В 1890- е годы, работая в основном в разных местах Владимирской и Тверской губерний, Левитан создал самые важные свои полотна – "У омута", "Владимирка", "Над вечным покоем". Драматические по мироощущению, они составили своеобразную трилогию, воплощающую размышления художника над вековечными вопросами о смысле жизни человека, о драматических судьбах, о загадке смерти.
       Основой сюжета картины "У омута" (1892), написанной в Тверской губернии, в имении Панафидиных Курово-Покровское, стала местная легенда об утопившейся в омуте девушке. Воплощая замысел, Левитан пошел по пути создания большой картины эпического характера, близкого по строю сказочно-былинным пейзажам Виктора Васнецова. Темными сгущенными цветовыми аккордами художник воплотил мрачные тревожные настроения, предчувствие какой-то беды. Монументальный характер полотна превращает обычный пейзаж в значительный образ, звучащий как тема трагической человеческой судьбы. М.В.Нестеров проницательно почувствовал внутренний драматизм образа, созданного Левитаном. Он писал, что в нем есть "нечто пережитое автором и воплощенное в формах драматического ландшафта".
       Знаменитая картина "Владимирка" (1892), изображающая дорогу, по которой отправляли в Сибирь ссыльных на каторгу, написана близ Городка Владимирской губернии в имении Болдино. Не прибегая к развернутому рассказу, к каким-либо жанровым элементам, а только пейзажными средствами художник создал произведение, наполненное патетически-печальным раздумьем о судьбах родной страны и ее народа. Картина являет собой редкий пример социально-исторического пейзажа, напоминая о скорбной странице в истории России. Левитан принес эту картину в дар П.М.Третьякову.
       Своего наивысшего напряжения философские размышления художника достигают в картине "Над вечным покоем" (1894). «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием»,– писал художник П.М.Третьякову.
       Пейзаж с безграничным почти космическим измерением пространства и открытым всем ветрам маленьким островком земли с заброшенным кладбищем и часовней рождает мысли о величии и вечности мира и ничтожности человека, краткости его жизни, бренности стремлений. Хотя в основу картины легли натурные наблюдения (она писалась на озере Удомля под Вышним Волочком), художник прибегнул к некоторой условности языка живописи, упрощая формы и цвет, придавая им почти символическую многозначность.
       С 1895 года в искусстве Левитана появляются иные мотивы и образы, более светлые и радостные. В это время Левитан жил и увлеченно работал в Тверской губернии, в усадьбе Горка, где на берегу Большого Островенского озера стараниями владельцев усадьбы была построена для Левитана мастерская и созданы наилучшие условия для работы. Здесь были написаны самая звучная и лучезарная его картина "Март" (1895), знаменитая "Золотая осень"(1895), здесь он нашел мотивы и написал этюды для картины "Весна - большая вода"(1897), пронизанной тонким музыкальным лиризмом. Подробное воспроизведение натуры, тональная живопись, характерные для творчества Левитана 1880-х-середины 1890-х годов, в «Марте» и «Золотой осени» уступают место более свободному и энергичному пластическому языку. Художник смелее использует чистый цвет, плотную открытую фактуру живописи. Красочность и декоративность палитры создают приподнятое мажорное звучание этих произведений.
       В последние годы жизни Левитан уже известный художник. Он продолжает экспонировать свои картины на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, каждый год, исполняя по несколько крупных работ, неизменно хорошо покупавшимися ценителями искусства. С 1896 года его работы экспонируются на выставках одного из крупнейших в Европе мюнхенского общества " Secession ", в 1898 году участвует в большой Выставке русских и финляндских художников, устроенной С.П.Дягилевым, в первых выставках будущего общества "Мир искусства". Его мастерскую не раз посещает Генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. В 1898 году Академия художеств в Петербурге присваивает ему звание академика. Но жизнь художника в это время проходит в борьбе с неизлечимым недугом – тяжелой болезнью сердца. Он вынужден подолгу лечиться за границей. Несмотря на это, художник почти постоянно работает и продолжает поиск свежих художественных решений. Знакомство его с новыми живописными веяниями Европы заставляет его пробовать себя в иной стилистике. В картинах "Лунная ночь. Большая дорога" (1897-1898), "Последние лучи солнца"(1899), "Сумерки. Стога" (1899), "Летний вечер"(1900) художник тяготеет к большей простоте, но и большей выразительности мотива, к лаконичности форм, к декоративности.
       Незаконченным осталось большое полотно "Озеро" (1899-1900), над которым художник работал последние два года жизни, и которое намеревался назвать "Русь". Многочисленные подготовительные этюды и эскизы к картине свидетельствуют, сколь важное значение придавал художник этому полотну, пытаясь обобщить свои многолетние разнообразные наблюдения в сложном синтетическом образе. Изображая широкое голубое озеро, высокое чистое небо с медленно и торжественно плывущими облаками, засеянные поля, деревни, белые храмы и колокольни за озером, художник развернул всеохватную панораму родной земли, показывая ее ширь, размах, красоту. Художник создал символический образ родины, исполненный не ложной патетики, а глубокой простоты и подлинности.
       Несмотря на нездоровье, Левитан в 1898 году соглашается быть руководителем пейзажного класса в Училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился и сам. Работе с молодыми художниками он отдался с большим увлечением. Зимой он наставлял учеников в классах Училища, а весной и летом, также как и его учитель Саврасов, советовал работать в окрестностях Москвы, сам приезжал туда, давал советы. Учениками Левитана в эти недолгие два года его преподавания были такие замечательные художники, как П.Петровичев, Н.Сапунов, М.Сарьян, П.Кузнецов.
       Весной 1900 года Левитан еще работал над последними картинами, участвовал в совещаниях преподавателей Училища живописи, ездил на этюды с учениками. В начале мая он простудился, когда был с учениками на этюдах в Химках, в состоянии его сердца наступило резкое ухудшение, и он уже не оправился от своей болезни. Левитан умер 22 июля (4 августа по н.ст.) 1900 года. В мастерской художника после его смерти осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Похоронен на Дорогомиловском кладбище в Москве. В 1941 году останки Левитана перенесены на Новодевичье кладбище.
       Произведения:
«Вечер» (1877); «Солнечный день. Весна» (1877); "Осенний день. Сокольники" (1879); "Вечер на пашне"(1883); «Саввинская слобода под Звенигородом» (1884); «Речка Истра» (1885); «Мостик. Саввинская слобода» (1884); «Березовой роще» (1885-1889); «Вечер на Волге» (1888); «После дождя. Плес» (1889); «Вечер. Золотой Плес» (1889); «Свежий ветер. Волга» (1895); Тихая обитель» (1890); «Вечерний звон» (1892); «Канал в Венеции» (1890); «Близ Бордигеры. На севере Италии» (1890); "Озеро Комо"(1894); "Корниш. Юг Франции"(1894); "У омута" (1892); "Владимирка" (1892); "Над вечным покоем"(1894); "Март" (1895); "Золотая осень"(1895); "Весна - большая вода"(1897); "Лунная ночь. Большая дорога" (1897-1898); "Последние лучи солнца"(1899); "Сумерки. Стога" (1899); "Летний вечер"(1900); "Озеро" (1899-1900).