Воскресение – Сошествие во ад. Конец XIV в.

В апокрифическом Евангелии от Никодима, не вошедшем в канонические книги Нового Завета, рассказывается о том, как Христос после смерти на кресте душой сошел во ад: «...медные врата сокрушились и железные распоры распались и вошел Царь Славы как человек, и все темницы адовы просветлились...». Христос поверг сатану и вывел из ада прародителей – Адама и Еву, а также ветхозаветных праведников.

В иконе сюжет трактуется в традициях псковской школы. Лик Христа с глубоко запавшими глазами подчеркнуто суров. Его фигура, очерченная прямыми ломкими линиями, контрастно выделяется на темном фоне мандорлы и показана в резком напряженном движении. Ритмично расставленные по обе стороны от Христа праотцы и пророки в рябиново-красных и темно-зеленых одеждах расположены плотно, без пространственных пауз и кажутся застывшими и тяжеловесными, а изображенный в верхней части иконы Деисус со святителем Николаем в центре завершает основную композицию.

В этой иконе ясно прослеживаются черты, характерные для псковской иконописи – сумеречный колорит, построенный на контрастах цвета с яркими вспышками белил; резкие, острые линии; акцентированное движение; насыщенность композиции. Все это создает ощущение драматической напряженности.