П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Вальс

            Жанр: Фортепианная миниатюра ми-бемоль мажор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

 

            Эта пьеса принадлежит к числу самых популярных произведений П. Чайковского, причем не только из числа пьес этого цикла, но во всем музыкальном наследии композитора.

            Вальс – один из любимейших жанров Чайковского. Среди большого количества вальсов у композитора встречаются вальсы концертного плана, например, «Ната-вальс», ор. 51, вальсы лирические с преобладанием вокального начала (близкие к романсу), такие, как «Сентиментальный вальс», ор. 51, вальсы салонного стиля («Вальс-безделушка», ор. 72, «Вальс-шутка», без  опуса). Многие произведения Чайковского, хотя и не названы вальсом, по сути, являются таковыми. Вальсообразный характер придает им особое очарование (например, «Подснежник» из «Времен года»).

            Трактовка этого танца напрямую связана у Чайковского с традицией, идущей от М. Глинки и, прежде всего, от «Вальса-фантазии» (см. в нашей коллекции). В Вальсе из «Детского альбома» можно ощутить элементы разных типов вальса – и лирического, и бального, и характерного танца.

             Мелодия своим ритмическим рисунком как бы перчит мерному трехдольному аккомпанементу. Тонко характеризует особенности этой пьесы известная пианистка И. Малинина: «Акценты на слабые доли такта и легкие безударные окончания на сильных долях придают мелодии легкость и грацию. Гибкая динамика, стихия танцевального ритма объединяют короткие штрихи объединяют короткие штрихи общим дыханием (можно представить себе эту мелодию в исполнении скрипок). Некоторые характерные для Чайковского интонации вызывают в памяти музыку вальса из балета «Лебединое озеро», «Сентиментального вальса».1           

            Таков первый период первой части. Во втором периоде настроение меняется: плавность, округлость мелодических линий сменяется блеском звучания и смелым размашистым рисунком мелодии.

            Как и другие пьесы цикла, Вальс написан в трехчастной форме. В средней части стиль меняется, и вальс из танца бального превращается в танец характерный. Это  достигается за счет того же приема, который применил в свое «Вальсе-фантазии» М. Глинка: на типично трехдольный ритм аккомпанемента накладываются двухдольные мелодические фигуры в верхнем голосе. Таким образом, музыкальный акцент в мелодии и аккомпанементе приходится на сильную долю в обоих голосах не в каждом такте, а через такт: три двухдольных мотива в мелодии (в сумме 6 четвертей, составляющих два такта) звучат на фоне аккомпанемента двух тактов по три четверти в каждом (в сумме тоже 6 четвертей). В музыке такой прием наложения двухдольного ритма на трехдольный называется гемиолой. Этот прием вносит заметное разнообразие в традиционный вальсовый ритм, который в пьесе более или менее значительного размера может оказаться несколько однообразным, если в него не внести какой-то оживляющей новизны. У самого П. Чайковского этот прием встречается в Вальсе фа-диез минор, ор. 40, в «Сентиментальном вальсе» и «Ната-вальсе», ор. 51. Оригинальность его применения в данном случае заключается еще и в том, что здесь трехдольная пульсация аккомпанемента строится на повторяющейся квинте в аккомпанементе. Этот интервал, употребленный нарочито на протяжении целого раздела формы, естественно вызывает ассоциацию с каким-нибудь народным инструментом. Этот прием композиторы часто применяют, когда хотят создать настроение народного праздника. Причем, не только в русской музыке, но и для передачи народного колорита других стран. Это во множестве можно отыскать у Ф. Шопена, например, в его мазурках.

            В третьей части пьесы (репризе) возвращается музыкальный материал первой части. Так П. Чайковский закругляет пьесу, которая самим своим названием указывает на вращение по кругу, кружение.2 

Примечания

1 Малинина И. «Детский альбом» и «Времена года» П. И. Чайковского. М. 2003. С. 12.

2 В русский язык слово «вальс» пришло из фр. valse, которое, в свою очередь, происходит от нем. Walzer – дословно «катающий»; танец основан на плавном кружении.

© Александр МАЙКАПАР