Комментарий методиста
Е.Э. Горяиновой к уроку
учителя русского языка и литературы
О.Г. Парамонова
Класс – 11
Тема
“Расскажи мне, кто тебя – наповал…”
Личность и творчество В.В. Маяковского –
тема вполне традиционная. Имея славу “лучшего и талантливейшего поэта советской
эпохи”, Маяковский изучается в школе уже около семидесяти лет. В период
“перестройки”, когда многие авторитеты советской эпохи были поколеблены,
некоторые писатели, критики, литературоведы, а также методисты и учителя
пытались поставить под сомнение значимость поэзии В. Маяковского, обращая ему в
вину то, что ранее возводили в достоинство. Однако и в советский, и в
“перестроечный” период творчество Маяковского трактовалось несколько
односторонне, без учета всего его многообразия и сложности. Попытка объективно
оценить личность и творчество большого поэта, увидеть его трагедию представлена
в уроках О. Парамонова. Данным уроком, думается, открывается знакомство учащихся с
В. Маяковским, поэтому его можно считать первым в системе занятий по творчеству
поэта.
Цель урока
– представить живую личность В. Маяковского,
указать на истоки его трагедии, приведшей к самоубийству; привлечь внимание учащихся
к творчеству поэта, показать неоднозначность трактовки некоторых его
стихотворений. На уроке поднимаются актуальные нравственные проблемы, в том
числе проблема внимательного отношения друг к другу, проблемы любви, дружбы,
проблема самоубийства. В ходе урока организуется мыслительная деятельность
школьников, развиваются умения формулировать и высказывать собственное мнение
по различным проблемам.
Тип урока – урок
изучения биографии и творческого пути писателя. Вид урока не укладывается в
определенные рамки, в основе его лежит эмоциональное слово учителя с элементами
беседы с учащимися. В целом можно охарактеризовать вид урока как
урок-композицию.
Оформление доски: “Расскажи мне, кто тебя – наповал…”
Оборудование: Портреты В. Маяковского, Л.Брик, Т.
Яковлевой.
Тема рассматривается в течение
двух часов.