Комментарий методиста

Е.Э. Горяиновой к уроку

учителя русского языка и литературы

О.Г. Парамонова

 

 

 

Класс – 11

Тема “Расскажи мне, кто тебя – наповал…”

     Личность и творчество В.В. Маяковского – тема вполне традиционная. Имея славу “лучшего и талантливейшего поэта советской эпохи”, Маяковский изучается в школе уже около семидесяти лет. В период “перестройки”, когда многие авторитеты советской эпохи были поколеблены, некоторые писатели, критики, литературоведы, а также методисты и учителя пытались поставить под сомнение значимость поэзии В. Маяковского, обращая ему в вину то, что ранее возводили в достоинство. Однако и в советский, и в “перестроечный” период творчество Маяковского трактовалось несколько односторонне, без учета всего его многообразия и сложности. Попытка объективно оценить личность и творчество большого поэта, увидеть его трагедию представлена в уроках О. Парамонова. Данным уроком, думается, открывается знакомство учащихся с В. Маяковским, поэтому его можно считать первым в системе занятий по творчеству поэта. 

   Цель урока представить живую личность В. Маяковского, указать на истоки его трагедии, приведшей к самоубийству; привлечь внимание учащихся к творчеству поэта, показать неоднозначность трактовки некоторых его стихотворений. На уроке поднимаются актуальные нравственные проблемы, в том числе проблема внимательного отношения друг к другу, проблемы любви, дружбы, проблема самоубийства. В ходе урока организуется мыслительная деятельность школьников, развиваются умения формулировать и высказывать собственное мнение по различным проблемам.

 Тип урока – урок изучения биографии и творческого пути писателя. Вид урока не укладывается в определенные рамки, в основе его лежит эмоциональное слово учителя с элементами беседы с учащимися. В целом можно охарактеризовать вид урока как урок-композицию.

 Оформление доски: “Расскажи мне, кто тебя – наповал…”

Оборудование: Портреты В. Маяковского, Л.Брик, Т. Яковлевой.

Тема рассматривается в течение двух часов.