Тема урока «Россия, Россия, нет слова красивей» (модель урока музыки для 2 класса)*

Тип урока: итоговый урок темы «Музыкальные образы родного края» (Раздела 1. «Россия – Родина моя»).

Форма урока: урок-импровизация.

Техническое обеспечение урока: мульти-видео оборудование, клипы, фонограммы, текстово-иллюстративные документы (текста песен, иллюстраций, символов) на каждое музыкальное произведение урока (см. «Приложения № 2. Материалы к сценарию диска»). (Дополнительный материал к уроку.)

Эпиграф урока: «Вся Россия просится в песню» (известное выражение).

Цель урока: подвести некоторый итог в раскрытии мысли о мелодии как песенном начале.

Задачи урока:

Образовательные: добиться реализации цели урока через осознание мысли о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки:

1)мелодии «Рассвета на Москве-реке» М.П. Мусоргского (из оперы «Хованщина»);

2)детских песнях о Родине, о родном крае («Здравствуй, Родина моя» Ю. Чичкова и «Моя Россия» Г. Струве;

3)гимнах («Гимна России» и «Гимна Кубани»);

4)музыкальной импровизации о родной школе (авторской «Песни о школе»).

Развивающие: создавая позитивное отношение к урокам музыки, постоянно направлять усилия на формирование личности учащегося как «личности созидающей».

Воспитательные: прочувствовать наполнение светлого, радостного, поэтичного отношения к образам и символам Родины, родного края при работе с музыкальным материалом урока.

План урока:

1. Вступление  (Приветствие. Постановка цели и задач урока.) 2 мин.

2. Проверка усвоения учебного материала: (20 мин.)

а) Детские песни о Родине, родном крае (Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя» и Г. Струве «Моя Россия»);

б) Гимны («Гимн России» и «Гимн Кубани»);

в) «Рассвет на Москве-реке» (Мелодия вступления к опере «Хованщина») М. Мусоргского (с проверкой домашнего задания и проведением самостоятельной работы).

3.Кульминация (Импровизация) 20 мин.

4.Заключение (Обобщение. Задание на дом) 3 мин.

Учителю

(см. «Приложение № 1»: «Комментарий урока» и «Моя педагогическая концепция»)

Ход урока

1.1.Приветствие.

У (учитель): (исполняя интонационную характеристику первой фразы из детской песни «Здравствуй, Родина моя», поёт её со словами): «Здравствуйте,  ребята!»

Д (дети): (в ответ на это приветствие продолжают интонационную линию следующей фразы песни, - которую они, конечно же, узнали, - но поют её со словами): «Здравствуйте, Валерий Васильевич!» (то есть называя учителя по имени и отчеству).

1.2.Постановка цели и задач урока.

У: (обращаясь к развёртке «Рабочей тетради» с. 6-7, ставит перед ребятами цель и задачи урока): «Как вы думаете, кто нужен для того, чтобы зазвучала музыка?»

Д: Композитор, исполнитель, слушатель!

У: Вот и мы сегодня попробуем быть не только исполнителями и слушателями, но ещё и композиторами. А также попытаемся выяснить: что же является основой мелодии русской музыки – песенность, танцевальность или маршевость?

 

2.ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

2.1. Детские песни о Родине, о родном крае

(Ю. Чичков. « Здравствуй, Родина моя!» и Г. Струве. « Моя Россия»)

 

У: Как вы думаете, мелодия песни «Здравствуй, Родина моя!» - песенная, танцевальная или маршевая?

Д: Песенная!

У: Эта музыка – русская или зарубежная?

Д: Русская!

У: Она композиторская или народная?

Д: Композиторская!

У: О чём эта песня?

Д: О Родине!

У: Прежде чем мы начнём петь начало песни сольфеджио, давайте проверим себя: а помним ли мы название нот и их расположение на нотоносце? (проверка с использованием авторских художественно-эйдетических приёмов в освоении нотной грамоты)

(далее) Д (вместе с У): (поют настройку, первую фразу песни вокализом, сольфеджио, первый куплет песни а капелла)

У: Теперь можно попытаться спеть песню и с сопровождением (т.е. с аккомпанементом).

Д: (исполняют песню под фонограмму, учитель дирижирует)

У: Дружно, согласованно ли мы исполняли песню?

Д (вместе с учителем анализируют исполнение песни и повторно исполняют, если есть в этом необходимость)

У: А о чём же следующая музыка? И тот, кто знает мелодию и слова этой песни может вместе со звучащей музыкой её исполнить.

Д: (исполняют под фонограмму песню «Моя Россия»)

У: Попробуйте о характере этой музыки выяснить друг у друга, проведя ваимоопрос.

Д: (проводят взаимоопрос)

 

2.2. «Рассвет на Москве-реке» (Мелодия вступления к опере «Хованщина») Мусоргского

 

У: Сядем все в позу слушателя и попытаемся выяснить: какая сейчас прозвучит музыка?

(звучит аудио/видео запись мелодии «Рассвета на Москве-реке»). Вспомните её название.

Д: Рассвет на Москве-реке!

У: Как бы вы хотели исполнить главную мелодию этой музыки: вокализом или сольфеджио?

Д: (выбор исполнения по желанию ребят)

 

 

2.3.Самостоятельная работа

 

У: Подчеркните (в своих «Рабочих тетрадях») те слова, которые характеризуют данную мелодию.

Д: (выполняют тестовое задание на странице из модифицированной «Рабочей тетради»)

У: Посмотрите на экран и поднимите руки те, кто выполнил задание правильно.

Д (совместно с У) (проверяют классную самостоятельную работу, сверяя её с проецируемой страницей из модифицированной «Рабочей тетради»)

 

 

2.4.Проверка домашнего задания

 

У: Вы создавали «звучащие рисунки» к этой музыке. Давайте посмотрим некоторые из них и попытаемся назвать не только образы, символы России, которые вы услышали в музыке Мусоргского, а попытаемся «разглядеть» «звучащие цвета» этой музыки.

Д: (анализируют рисунки к музыке «Рассвета на Москве-реке»)

 

2.5.Гимны («Гимн России» и «Гимн Кубани»)

 

У: Сейчас зазвучит музыка. Вам необходимо выполнить те действия, при которых слушается данная музыка. Тот, кто знает слова этих произведений, может их петь вместе со звучащей музыкой.

Д: (исполняют стоя гимны своей страны и своего края)

У: Какие чувства наполняли ваши сердца, когда вы исполняли эту музыку?

     Попробуем выполнить задания по этой музыке в своих «Рабочих тетрадях».

Д: (выполняют задания в «Рабочих тетрадях», с. 8-9)

У: Гимны являются символами нашей Родины, нашего края. А какие символы России вы ещё знаете? (проецируются на экран символы России: Красная площадь, храм Христа Спасителя, Большой театр и др.)

Д: (называют символы, сверяя проецируемые иллюстрации с иллюстрациями учебника)

У: Имеются символы и Кубани. Многие из них вам известны: Кубанский казачий хор, памятник Екатерине Второй и др. (проецируются на экран)

 

3. Импровизация (синкретический метод)

 

У: Вам, наверное, хочется, чтобы и у вас был свой гимн: школьный или классный. Такая возможность вам представится. Но сочинять свои победные песни выбудете в третьем классе, когда начнёте изучать тему о старинных песнях, которые назывались (300 лет назад) кантами.

            Сегодня же мы попытаемся сочинить песню о своей школе. Для этого вспомним свой первый школьный день: с каким настроением мы шли в школу в этот день, чтоб услышать в своей жизни первый школьный звонок. В школу мы пришли с утра или День знаний проходил в школе вечером?

Д: В школу мы пришли с утра.

У: Как вы думаете: под эту песенку, которую мы сейчас сочиняем, надо маршировать (пусть попробуют промаршировать) или её лучше пропеть напевно?

Д: Лучше пропеть…

У: И какая музыка у нас получится?

Д: (Обычно поют на «главное» слово – «в школу» - квинтовую восходящую интонацию, с последующим её волнообразным заполнением на остальные слова)

    (Вовлечение в воспроизведение дальнейших фраз песни – заготовленных заранее учителем – происходит аналогично)

 

4. Обобщение и задание на дом

 

У: Является ли мелодия русских песен и гимнов ( как и мелодия русских композиторов), звучавших на уроке, песенной? Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить?

Варианты домашнего задания:

1.Досочинить 2-й и 3-й куплеты «Песни о школе».

2.Создать стихотворение о Родине, родном крае, станице, школе.

3. Принести виды Москвы-реки, Кубани, станичной реки (иллюстрации) или пейзажи родной страны, края, станицы.