Е.В. Егоров. В саратовской пивной. 1926

Евгений Васильевич Егоров (1901-1942) учился в Саратовском художественно-практическом институте (так в то время называлось Саратовское художественное училище) у П.С.Уткина и В.М.Юстицкого, являвшихся в этот период самыми значительными мастерами в Саратове. В своем последующем творчестве Егоров, как талантливый ученик, продемонстрировал лирическое начало и стремление к острой характерности - качества, навеянные его учителями.

Творчество художника формировалось в сложное для русского общества послереволюционное время. Возникали многочисленные новые объединения и группировки, искавшие новые пути в искусстве, пытавшиеся экспериментировать в живописи. Егоров был чужд формальным экспериментам, хотя живо воспринимал все современное в искусстве. 1920-е годы, эпоха нэпа для Саратова стала временем интенсивной творческой жизни, когда художники участвовали в выставках многих новых объединений. Егоров являлся членом и экспонентом "4 искусства" (1926-1929) и Ассоциации художников революционной России - АХРР (с 1928). Внимательный глаз художника запечатлел существенные стороны тогдашней действительности, что впоследствии было выражено в его работах.

В 1932 году вышел указ о расформировании всех художественных группировок. Наступила эпоха идеологического давления на искусство, когда любые формы культуры, не укладывающиеся в рамки социалистического реализма, могли существовать только нелегально. Это был не самый лучший период для творчества Егорова, увлекавшегося методами экспрессионизма, строившего колорит своих работ согласно сезаннистскому пониманию цвета, что в корне противоречило принципам соцреализма.

Однако в среде саратовских художников Егоров был в числе наиболее активных и самостоятельных авторов. Будучи мастером широкого диапазона, он с равным успехом занимался как современной, так и исторической тематикой, владел методами натурной живописи и писал по воображению, работал маслом и в технике графики, создавал декоративные полотна и произведения, наполненные тонким лирическим чувством.

В Саратове он занимался преподавательской деятельностью, работал по оформлению городских улиц, выполнял плакаты для кино. Покинув родной город, Егоров возвратился в него лишь перед самой смертью, во время эвакуации 1941 года. В Москве, а затем в Дмитрове прошел значительный отрезок творческой жизни мастера.

Прожив недолгую жизнь, Егоров был надолго полузабыт, и лишь в 1960-1970-е годы, в пору пересмотра отношения к наследию 1920-х годов, его имя вновь возникло из небытия. Лирический пейзаж и гротескный рисунок, цирковые зарисовки и наброски в стиле "Nu" - это лишь некоторые стороны его творчества, представляющего нам самобытного и яркого художника.

Работа "В саратовской пивной" написана в 1926 году, когда на глазах у современников создавался новый мир, когда вся жизнь была полна надежд на лучшее и, в то же время, тоски по ушедшему, сломанному укладу жизни. Нэп, сменивший время "военного коммунизма", возвратил некоторые смытые революцией 1917 года реалии, временно открыв дорогу предпринимательству, мелким капиталистическим формам. Прежняя жизнь была сломана, новая еще только строилась, принимая иногда карикатурные формы. Особенно это проявилось в провинциальном быту первых годов нэпа, когда модницы носили изящных фасонов шляпки и туфельки французского пошиба, не замечая, насколько они кажутся нелепыми среди окружающей их разрухи, бедности и непролазной грязи. Об этом же говорят и другие названия произведения "В саратовской пивной "Неаполитанская капелла" и "Саратовская пивная "Венецианская капелла", давая представление о претенциозном характере наименований провинциальных питейных заведений того времени.

Автор изображает зал пивной, где за столиками, покрытыми белыми скатертями, сидят люди. На некоторых столах стоят горшки с темно-зелеными кустиками цветов. На дальнем плане слева - прилавок, за которым стоит барменша, неподалеку - официант, справа - молодые люди и девушки в ярких костюмах, развлекающие публику. В центре в глубине композиции находится вход в помещение заведения, на потолке - горящий фонарь. Весь интерьер оформлен шторами грязно-красного цвета.

Необычен ракурс, в котором изображено пространство пивной: художник смотрит на происходящее в нем сверху вниз, как будто находясь на невидимом зрителю балконе. Перевернута и сама жизнь внутри заведения, показывающая комические черты нэповской реальности. Резкими экспрессивными мазками деформирована пластика человеческих фигур, темные одежды посетителей контрастируют с яркой красочностью костюмов артистов, модные шляпки и прически находящихся в пивной женщин диссонируют со скудностью стоящего на столах угощения. Попытка возвратить к жизни удалое веселье русских дореволюционных питейных заведений приводит к заведомо нелепой картине, гротеску. Техника письма соответствует той иронии, с которой художник смотрит на происходящее. Картина написана смело и грубовато, без тщательной прорисовки, размашистыми мазками. Направление мазков кисти автора формирует повороты головы, движения рук и ног персонажей, лучи света от фонаря, изгибы драпировок, создавая театральную сценку. Художник как будто остановил на одно мгновение бег кинопленки, запечатлел на своем холсте эту картинку, проявив тем самым примечательные черты эпохи, незаметные в общем течении жизни.

Примитивное искусство, черты которого свойственны образному миру работы, основано на методах лубочной картинки с присущей ей яркостью, наивностью, детской непритязательностью и простотой. Лица персонажей создают впечатление детского рисунка, добавляя ноту забавности. Толстые контуры, ограничивающие некоторые предметы и фигуры, придают работе условный характер.

Колористический строй произведения строится на сочетаниях различных оттенков синего, красного и желто-коричневого цветов, вместе создающих общий темноватый тон. Разноцветье стен, прилавка, потолка, боковые части которого почему-то покрашены белым, а центр - серо-голубым (возможно, тень от крышки плафона фонаря), вторит пестроте тогдашней действительности. К этому общему мельтешению добавляются и цветовые рефлексы, лежащие на лицах и костюмах персонажей, поверхности столов и в складках штор.

Свето-теневое решение работы лишь иногда принимает реальные черты. Тени заметны на боковой части сцены и скатертей, покрывающих столы, на лицах людей и листьях растений.

Повышенная эмоциональность работы, гротескность образов, экспрессия способа письма как нельзя более характеризуют особое мироощущение автора и его художественный язык. Перед нами предстает одаренный и разносторонний живописец, творчество которого нельзя однозначно отнести к какому-либо конкретному направлению или стилю. Но это еще раз доказывает, что Егоров является мастером своего времени, наиболее ярко отразившим искания саратовских художников 1920-х годов.

Комментарии

Бытовой жанр изобразительного искусства посвящен повседневной (обычно современной) частной и общественной жизни. В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений.

Примитивизм - совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом XX в.), опирающихся на архаические, "примитивные" формы творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или местный крестьянский и городской фольклор и самодеятельное "наивное искусство". Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству авангардистских течений XX века - от фовизма, экспрессионизма и сюрреализма до "новых диких". (Источник: Энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Лубок (народная картинка) - вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение) - направление в литературе и искусстве первой четверти XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Стремление к "экспрессии", обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии (художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее) и Австрии (О. Кокошка). В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс). (Источник: Энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Авангард (от фр. avant - впереди, передовой и garde - стража) или авангардизм, условное наименование художественных движений ХХ века, для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с устоявшимися принципами и традициями, поиски новых, необычных средств выражения формы и содержания произведений.

Гротеск (франц. grotesque, буквально - причудливый; комичный) - вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории: гротеск устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни. Издревле присущ художественному мышлению (произведения Х. Босха, П. Брейгеля, О. Домье, М. Шагала и др.).

Ню (с франц. nu - нагой, раздетый) - изображение нагого тела; жанр изобразительного искусства, раскрывающий в изображении обнаженного тела представления о красоте, ценности земного чувственного бытия. (Источник: Энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Рефлекс цветовой - в живописи оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые рефлексы возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов и обнаруживают взаимодействие различно окрашенных объектов. Цветовые рефлексы в живописи ярко представлены в творчестве Клода Моне, который постоянно обновлял свою живописную технику. Моне использовал яркие, насыщенные оттенки контрастных цветов - голубого, зеленого, оранжевого - в весьма необычных цветовых сочетаниях, погружая свои композиции в рассеянный обволакивающий свет. Художник раскладывал сложные тона на чистые цвета, которые наносил на холст отдельными мазками, порой широкими и размашистыми, порой мелкими и стремительными. В глазной сетчатке зрителя происходило их оптическое смешение и фокусировалось изображение - образы словно оживали. Отчетливо различая каждую деталь, человеческий глаз одновременно воспринимал все в целом, улавливая общее впечатление.

Нэп (новая экономическая политика) - направление в политике советского правительства 1920-х годов, возвратившее некоторые смытые революцией 1917 года реалии (к примеру, денежную систему государства), временно открыв дорогу предпринимательству, мелким капиталистическим формам.

Объединение "4 искусства" (1924-1931) - московское общество художников, объединившее живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов (Л. А. Бруни, И. В. Клюн, А. П. Остроумова-Лебедева, К. С. Петров-Водкин, В. А. Фаворский, И. В. Жолтовский, А. И. Кравченко, П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, В. И. Мухина, М. С. Сарьян, А. В. Щусев), главным образом бывших членов "Мира искусства" и "Голубой розы". Программными требованиями "4 искусств" выдвигались культ высокого искусства, бережное отношение к художественному наследию, выразительность художественной формы и тяготение к живописно-цветовому мироощущению. Члены общества стремились к высокому профессиональному мастерству, эмоциональной реалистической передаче действительности в изобразительном искусстве; разрабатывали принципы современного градостроительства. Общество организовывало выставки в Москве (1925, 1926, 1929) и Ленинграде (1928).

Саратов - город в Российской Федерации, центр Саратовской области, расположен на правом берегу реки Волга (Волгоградское водохранилище), в 858 км к юго-востоку от Москвы. Основан в 1590 году князем Г. О. Засекиным и боярином Ф. М. Туровым как город-крепость для защиты юго-восточных рубежей русского государства от вторжения кочевников. Удобное географическое положение города, природные богатства края, охранные мероприятия царского правительства благоприятствовали превращению Саратова в XVII-XVIII вв. в торгово-купеческий центр и важный перевалочный пункт на Волге. Статус города получил с 1780 года. (Источник: Энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова (СХУ им. А.П.Боголюбова) принадлежит к числу старейших образовательных учреждений России. Основанное в 1897 году как Боголюбовское рисовальное училище (БРУ) при Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева, оно было одним из немногих общедоступных культурно-просветительских учреждений в дореволюционной России. В течение своей истории оно носило разные названия: Свободные художественные мастерские, Высшие художественно-технические мастерские, Саратовский художественно-практический институт, Саратовский художественно-практический техникум.

В разные годы выпускниками училища были такие известные художники, как П.Кузнецов, К.Петров-Водкин, П.Уткин, А.Кибальников, А.Учаев. Выпускники училища составляют основу Саратовской организации Союза художников России. Многие из них регулярно участвуют в областных, всероссийских и международных выставках, их произведения входят в собрания художественных музеев России.

В 1997 году училищу в честь 100-летия со дня основания было возвращено имя А.П.Боголюбова, незаслуженно забытое в годы социалистического строительства. В 1998 году училище переехало в новое здание по адресу: ул. Университетская, 59, где и находится по сей день. В 2002 году по итогам Всероссийского совещания художественных училищ и училищ искусств по академической живописи в Екатеринбурге оно вошло в пятерку лучших художественных учебных заведений России.

Пакалина Е. Н.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева