Франсуа де Труа. Аллегория скульптуры. 1726-1729

В век Просвещения, было модно украшать комнаты картинами небольшого, "кабинетного" формата", отображающими различные понятия культуры, например, природные стихии, человеческие чувства, виды искусств. Нередко заказывались целые серии картин на какую-либо тему. Наша "Аллегория скульптуры" имеет парную "Аллегорию живописи", написанную Франсуа Лемуаном, с которым в молодые годы сотрудничал автор нашей картины, Франсуа де Труа. "Аллегория живописи" хранится в музее Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Обе картины происходят из собрания Шарля Антуана Куапеля, в 1772 году они были приобретены для Императорского Эрмитажа. Парность картин почти всегда указывает нам на связь со вкусами ХVIII века. Часто их вешали по обеим сторонам дверей, тем самым создавая красивую, гармоничную композицию в интерьере. Картину "Аллегория скульптуры" во многих отношениях можно считать классическим образцом стиля рококо. Её автор был очень известным художником, он возглавлял Французскую Академию в Риме. Заказчиками де Труа были очень важные персоны и даже сам король. Де Труа избирает для своей композиции модную форму овала. Она обладает более гибким, чем круг, и более изменчивым ритмом своего силуэта. Овалу можно придать различную форму, удлинённую, или близкую к кругу. Овал непостоянен и полон устремления, а людям той эпохи нравилось всё, что ускользает от ясного понимания, но зато чарует, развлекает, создаёт атмосферу утонченной остроумной игры Ещё один элемент формы может быть здесь замечен, как норма стиля, вкуса и красоты, S-образная кривая. Она читается в движении тела ребёнка, или путти, как называли такие изображения в картинах старых мастеров, в изгибе мраморной фигуры Лаокоона, которую он обнимает. Английский современник Де Труа, Уильям Хогарт :писал: "Заметьте, что наиболее изящные формы имеют наименьшее количество прямых линий" Де Труа старается вовсе обходиться без них. Все углы смягчены, ни в чём нет резкости. Обращаясь к столь серьёзной теме, как аллегория скульптуры, художник представляет её Гения в виде забавного младенца, путти. Это тоже очень модный приём, знак хорошего тона - о серьёзном говорить шутливо, легко, остроумно. Как писал Александр Поуп в послании лорду Берлингтону:

Лишь там, где полускрыта красота,
Достигнута искусства полнота.
Цель мастера - контрастами играть,
Скрывать границы, взоры удивлять

Комментарии

Рококо - (франц. rococo - вычурный, причудливый), стиль Людовика ХIV, которому принадлежат слова: "После нас - хоть потоп!" Происхождение названия связано с понятием рокайль, которое можно трактовать как раковина. Причудливая форма морской раковины стала основным декоративным мотивом стиля, который возник сразу как стиль аристократических гостиных и дамских будуаров, "дух мелочей прелестных и вздушных" (М.Кузьмин). Стиль, выработанный в искусстве Франции I половины ХVIII века, вышел за её пределы, к нему периодически возвращалась европейская мода Х1Х и ХХ веков.

Аллегория - (от греч. Allegoria) - говорить иначе, иносказание) художественный образ, в котором наиболее общие, отвлечённые идеи (добро, вера, справедливость), которые нельзя изобразить непосредственно, показываются иносказательно, через понятные сюжеты, вещи, действия.

Лаокоон - в древнегреческой мифологии - прорицатель, жрец культа Аполлона в Трое. Лаокоон предостерегал троянцев, чтобы они не вносили в город коня. За противодействие воле богов, покровителей греков, Лаокоон с сыновьями был задушен двумя огромными змеями. Знаменитая статуя, фрагмент которой (фигура Лаокоона) изображён на картине, выполнена около 180 года до нашей эры родосскими скцульпторами Агесандром, Полидором и Афинодором. Эта скульптурная группа в ХVIII веке считалась символом прекрасного. Фрагментарное изображение статуи, возможно, связано с историческим фактом: она была найдена в Риме в 1506 году разбитой на 8 кусков и реставрировалась самим Микеланджело Буонаротти.

Путти - (от итал. putto - младенец, putti - младенцы) Изображение маленьких мальчиков, иногда крылатых, излюбленный декоративный мотив в искусстве ХVII-XVIII веков. Гений - (лат.genus - происхождение, род). В древнеримской мифологии - прародитель рода. Считалось, что каждый мужчина имеет своего гения, ему воздвигали домашние святилища, приносили дары.

Овал - (франц. ovale из лат.ovum - яйцо). Представляет собой слегка вытянутую по горизонтали или по вертикали окружность. В качестве формата изображения, в отличие от эллипса не имеет постоянных закономерностей построения. По сравнению с окружностью эта форма более динамична.

Краснопёрова Л.П.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева