План-конспект урока

Развитие речи, 3 класс

Тема: "Снова пересказываем и рассказываем"

Цели и задачи урока:

Обучающий аспект:

1.     Общее знакомство с понятием “план текста” и обучение его составлению.

2.     Учить воспроизводить повествовательные тексты, накапливать опыт построения таких текстов.

3.     Учить языковому анализу.

Развивающий аспект:

1.     Развивать орфографическую зоркость: умение сознательно уходить от орфографических ошибок в любых письменных высказываниях.

2.     Нацеливать детей на внимательное отношение к качеству своей устной речи: ясность, внятность, четкость, выразительность.

Воспитывающий аспект:

1.     Воспитывать культуру общения.

2.     Формировать самооценку учащихся, самостоятельность.

Место урока в планировании всей темы.

Ход урока:

       I.            Организация начала урока.

─ Начинаем урок. Ребята, как вы думаете, нужно ли человеку быть грамотным? Зачем? (Это нужно для того, чтобы спокойно и уверенно чувствовать себя среди грамотных людей)

─ Что значит быть грамотным? (Писать без ошибок, правильно, точно, ясно выражать свои мысли)

─ А вы хотите этому научиться? Наш урок вам в этом поможет.

   II.            Введение в тему урока. Постановка целей.

На доске: Снова пересказываем и рассказываем.

Учебники закрыты.

─ Прочитайте тему урока. Запишите с красной строки в тетрадь.

─ Назовите глаголы.

─ Разберите по составу.

─ Чем похожи, чем различаются составы слов "пересказываем" и "рассказываем"? (Одинаковые корни, суффиксы, окончания, различные приставки)

─ Одинаково ли значение глаголов?

Пересказывать – рассказать, изложить своими словами.

Рассказывать – словесно изложить, сообщить что-либо.

─ Нужно ли в заголовке первое слово? Почему?

─ Подберите к нему синонимы. (Опять, еще раз)

─ Надо ли учиться пересказывать (рассказывать)? Для чего? (Человека, который умеет интересно рассказывать, внимательно слушают. Он интересен окружающим)

 III.            Подготовка к восприятию нового материала.

─ Сегодня мы будем составлять рассказ об удивительном зверьке. О ком пойдет речь, вы узнаете из стихотворения:

На вид – добродушен и мил этот зверь,

Но ты его виду не очень-то верь…

Он губит посевы, ворует зерно-

Войну хомяку объявили давно.

─ Догадались, о ком будем говорить на уроке? (рисунок хомяка)

─ А что вы знаете об этом животном? (Рассказы детей, работа с текстом упражнения)

─ Послушайте, какой рассказ о догадливом хомяке написал Н. Сладков. (Читает учитель)

─ Ваши впечатления?

─ Я не прочитала последнее предложение. Придумайте, как закончится этот рассказ.

─ Откройте учебник на стр. 135, рассмотрите рисунок.

─ Как же поступил хомяк?

─ Послушайте, как закончил рассказ автор: "Уперся в яйцо лбом и покатил к себе в нору."

─ Какое качество проявил хомячок? (Догадливость, смекалку, находчивость)

─ Решение хомячка необычное, оно удивляет, восхищает. 

На доске: Вот так…! Что за…! Какой…! Ну и…!

─ Закончите предложения, выражающие удивление, восхищение. (Вот так хомяк! Что за хомяк! Какой догадливый! Ну и хомяк!)

─ У рассказа нет названия. Придумайте. Можно использовать составленные предложения.

─ Запишите понравившийся заголовок. Помните об опасностях письма.

IV.            Усвоение новых знаний.

─ Подготовимся к тому, чтобы хорошо пересказать этот забавный рассказ другим.

─ Понаблюдайте за тем, как построен текст.

─ Сколько в нем частей? (4)

─ Как они отделены? (Красная строка)

─ Прочитайте первую часть. О чем в ней говорится? (Хомяк нашел птичье гнездо)

─ Найдите в этой части слова автора, которые называют главное в этой части. (Птичье гнездо)

─ Пропустите 1 свободную строчку в тетради, а на второй запишите эти слова.

На доске:

  1. Птичье гнездо

─ Прочитайте 2 часть. О чем она? Найдите главные слова. (Находка) Запишите.

  2. Находка.

─ Прочитайте 3 часть. О чем она? Какие главные слова? Запишите.

  3. Как быть?

─ Прочитайте 4 часть. Озаглавьте. Запишите.

4.     Догадался!

─ У нас получился план текста. Запишите на пропущенной строке.

На доске: План.

1.     Птичье гнездо.

2.     Находка.

3.     Как быть?

4.     Догадался!

    V.            Первичная проверка понимания.

─ Расскажите, что мы делали, чтобы составить план текста.

1.     Выделили части.

2.     Определили, о чем в каждой говориться.

3.     Назвали по теме или главной мысли.

4.     Записали название.

─ Мы записали по порядку названия каждой части. Что же у нас получилось? Получился план текста.

─ Нужен ли нам план и для чего? (План помогает излагать мысли последовательно, по порядку)

─ На стр. 137 дается правило. Давайте проверим, верны ли наши выводы. (Чтение правила)

 

VI.  Повторение изученного. Подготовка к записи текста по плану.

Продолжим наблюдение за тем, как построен текст.

─ Прочитайте 1 часть.

─ Как автор уходит от повторения слова хомяк? (Хомяк – он)

─ Найдите восклицательное предложение. (Вот так находка! Танцуй и пируй! Догадался!)

─От чьего имени писатель использует первое восклицательное предложение? (От имени хомячка)

─ Прочитайте побудительное восклицательное предложение.

─ Почему следующее предложение начинается со слов: “Только вот…” На что они указывают? (Препятствие, что-то не так, невыполнимость действия)

─ Прочитайте 3 часть. Зачем повторяются глаголы? Это ошибка?

─ Найдите вопросительное предложение. От чьего имени задан вопрос?

─ Прочитайте 4 часть.

─ Почему 1 предложение в этой части восклицательное? (Выражает чувства хомяка: радость, счастье)

─ Прочитайте весь текст. Найдите и объясните орфограммы.

VI.            Контроль и самопроверка.

Представьте, будто вы наблюдали за хомяком, видели все, о чем рассказал писатель, а теперь рассказываете другу. Используя план текста, перескажем по частям. Перескажите.

1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

Учащиеся оценивают с помощью карточек "+/ –", вносят свои изменения.

Запишите в тетрадь по 1 части.

1группа учащихся – 1часть, 2- 2часть, 3 – 3 часть, 4 – часть, 5 – 1 часть, 6 – 2 часть.

Проверка: прочитайте по частям. Дети оценивают работу товарищей.

─ У остальных я проверю работу в тетрадях.

 

VII.            Обобщение и систематизация знаний. Включение новых знаний в систему.

─ Назовите тему урока.

─ Что нового мы узнали на уроке? (Как составить план текста)

─ Как будем составлять план при работе с другими текстами? Расскажите порядок действий.

1 – выделить части;

2 – определить, о чем в них говорится;

3 – назвать части по теме или главной мысли;

4 – записать название.

─ На стр.237 есть определение слова “текст”. Прочитайте.

─ Что нового добавилось?

─ Какие новые действия теперь будете выполнять?

VIII.                Домашнее задание. Итог урока.

─ Я прошу вас взять дома или в школьной библиотеке книги о животных. Прочитайте рассказ о проделках животных, перескажите его кому-нибудь из близких. Несколько предложений запишите в тетрадь. Кто захочет, попробуйте сами составить план рассказа.У нас в классе есть выставка книг о животных. Здесь есть книги Н. Сладкова и других авторов. На перемене вы сможете познакомиться с ними: рассмотреть и прочитать. Ребята, вы сегодня хорошо работали. Я благодарю вас за активную работу. Урок закончен.