СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА

Когда мы восхищаемся каким-то сооружением или произведением искусства, мы и сегодня восклицаем: «Да это же восьмое чудо света!» Значит, существовали еще семь чудес света?

В античном мире в III—II вв. до нашей эры сложилась тради­ ция выделять и прославлять самые прекрасные, не имеющие себе равных по совершенству исполнения и масштабам произведения архитектуры и искусства. В Древней Греции определили семь достопримечательных творений ойкумены (обитаемого мира): египетские пирамиды, висячие сады Вавилона, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса Олимпийского, изваянная Фидием, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и Александрийский маяк.

Возле современной столицы Египта Каира на самом краю Ливийской пустыни вздымаются к небу своими вершинами три грандиозные пирамиды. Это усыпальницы фараонов IV династии Хеопса, Хефрена и Менкаура. Самая большая из них пирамида Хеопса. Первоначально высота ее достигала 146 метров, но за тысячелетия она уменьшилась до 137 метров. Исчезла облицовка пирамиды, ведь в течение многих веков люди «заимствовали» у пирамиды строительный материал для собственных жилищ. Но и сегодня пирамиды поражают своими размерами и величием. Если смотреть на пирамиду снизу, то возникает впечатление лестницы, устремленной в небо.

И сегодня пирамиды стоят как олицетворение вечности. Древние говорили: «Все боится времени, но время боится пирамид». Толь ко возвышающимся рядом с пирамидами сфинкс знает до конца разгадку тайны пи рамид, но пока он хранит молчание...

Пирамиды сооружались как памятни ки величию власти фараонов. Висячие сады Вавилона возникли тоже по повеле нию могущественного царя, но как свиде тельство его любви к своей супруге, ми дийской царевне. Великим городом был Вавилон — Врата Бога. Сменялись царства, приходили новые народы, но Вавилон был сердцем Передней Азии. Огром но его богатство, в разные времена он являлся столицей мощных государств. Здесь было великое торжище, куда стека лись товары из множества стран Востока и Запада, но более всего здесь ценилась безграничная власть, олицетворением ко торой и стал Вавилон.

Последнее возвышение Вавилона было кратким, оно длилось всего 72 года — с 612 по 538 год до нашей эры. В эти годы Вавилон украсили великолепные храмы, дворцы, мосты. При царе Наву­ ходоносоре были созданы висячие сады, подобных которым не знал мир.

Вавилонские сады стали называть садами Семирамиды, при­писывая их создание легендарной ассирийской царице, жившей за несколько веков до того. Под этим названием они и вошли в историю.

Древние греки почитали прекрасную богиню Артемиду, сестру покровителя Муз Аполлона. Артемида считалась богиней-охотницей. Изображали ее с колчаном стрел и с любимой ланью, с ма леньким лунным серпом в волосах. Но в глубокой древности эта богиня считалась покровительницей животных, деревьев и растительности.

Городом Артемиды был Эфес, расположенный на восточном побережье Средиземного моря. Здесь устраивались священные празднества, посвященные Артемиде, на которые собирались люди из разных полисов Греции. Здесь находилось главное святилище богини — храм Артемиды Эфесской.

Храм строился 120 лет. Пожертвования на постройку стекались со всей Греции. Большие средства вложил в создание храма и богатейший царь Лидии Крез. Он также подарил храму великолепные колонны, украшенные изображениями богов, и две статуи коров, сделанные из чистого золота. Слава о красоте храма Артемиды Эфесской достигла даже дальних стран.

Однако среди жителей Эфеса нашелся один человек, завистливый, злобный и безмерно честолюбивый. Он мечтал прославиться любой ценой. Поскольку же никакими достоинствами он не обладал, то решил уничтожить храм Артемиды. Ночью, когда луна скрылась за облаками и город погрузился во мрак, Герострат, так звали этого преступника, подкрался к храму и поджег его. Запылал храм, стали лопаться от жара каменные плиты, рухнула крыша. Сгорела главная святыня — статуя Артемиды.

Говорили, что Артемида не смогла защитить свой храм, потому что в ту ночь ее не было в Эфесе. В дале­ кой Македонии она помогала при родах матери царевича Александра, будущего великого покорителя мира.

Горевала вся Греция. Однако жители Эфеса не смирились с потерей. Они решили восстановить храм. И снова в восстановлении храма помогли греческие города. Храм украсили лучшие скульпторы и художники Греции. И восстал храм Артемиды из пепла еще более прекрасным, чем раньше.

Легенда рассказывает, что в честь своего отца – царя богов Зевса – герой Геракл учредил Олимпийские игры. В Олимпии было много храмов, но главный из них — храм Зевса Олимпийского, построенный архитектором Либоном. Храм построен в дорическом ордере, отличавшемся величием и суровой простотой. Вспомним, что греки любили красоту, «состоящую в простоте, и мудрость без изнеженности».

Храм украшал великолепный скульптурный фриз. Главным же чудом храма стала статуя Зевса. Она помещалась внутри храма. Эту статую изваял гениальный греческий скульптор Фидий. Он был другом Перикла, при котором Афины достигли своего наивысшего расцвета. Творениями Фидия украшен Парфенон, воздвигнутый на афинском Акрополе.

Статуя Зевса Олимпийского имела гигантские размеры. В высоту она достигала 13 м. Скульптор создал ее не из мрамора, а из дерева, покрытого пластинками слоновой кости и золота. Такая техника называется хрисоэлефантинной. В этой же технике была выполнена и статуя Афины Парфенос, установленная Фидием в Парфеноне.

Царь богов восседал на великолепно украшенном троне из кедрового дерева. Вся фигура Зевса, атлетическая, с рельефно выделенными мускулами, дышала мощью и величием. Фидий изобразил Зевса не карающим громовержцем, но отцом богов и людей. До нас эта статуя, к сожалению, не дошла, мы знаем о ней по описаниям древних авторов.

В центре Москвы на Красной площади возвышается мавзолей В. И. Ленина. Традиция строить мавзолеи для усопших возникла давно, и само название «мавзолей» имеет очень давнюю историю. Так называлась гробница царя города Галикарнаса Мавсола, потом так стали называть и другие пышные усыпальницы.

По примеру восточных владык Мавсол еще при жизни начал строить заупокойный храм себе и своей супруге. Мы не знаем, как выглядел Мавзолей, который современники называли одним из семи чудес света. Прислушаемся к голосам древних авторов. Римский архитектор и писатель Витрувий считал, что творцам Мавзолея «счастье даровало величайшую и высшую удачу. Ведь в этом сооружении, благодаря своим замыслам, создали превосходные творенья те, чье искусство считается достойным на все времена благороднейшей славы и останется цветущим во веки веков. Ибо в ук­рашении и усовершенствовании отдельных его фасадов принимали участие, соревнуясь друг с другом, Леохар, Бриаксис, Скопас, Прак ситель, великие художники, а иные думают, что и Тимофей, исключительное и выдающееся искусство которых привело к тому, что созданное ими сооружение сделалось одним из семи чудес света».

Осуществлялось немало попыток восстановить облик галикарнасского Мавзолея. Так выглядит одна из реконструкций.

На острове Родос особенно почитали бога Солнца. По легенде остров поднят из волн по воле Гелиоса. Здесь находилось его святилище. Остров Родос располагался на перекрестке морских и торговых путей и как бы посреди остальных чудес света. Подобно солнцу он стал среди них центром.

В III веке до нашей эры архитектор и скульптор Харет воздвиг огромную статую Гелиоса. Такие статуи назывались колоссами, отсюда и слово колоссальный, т.е. огромный, чрезвычайно большой. Возможно, скульптор вдохновлялся творениями древнеегипетских мастеров, также создававших гигантские статуи. Статуя Гелиоса достигала 33 метров в высоту.

Начали делать статую с ног, постепенно засыпая ее землей, чтобы по образовывавшемуся холму подниматься все выше и выше.

После двенадцати лет напряженнейшего труда статуя была полностью завершена. Ее очистили от земли, и пораженные родосцы увидели статую удивительной красоты. Вокруг головы колосса сиял золотой венец из солнечных лучей, соперничавший сиянием с солнцем на небе. Сияние венца колосса было видно издалека кораблям, приближавшимся к острову Родос.

Однако Колосс Родосский простоял всего пятьдесят шесть лет. На острове произошло страшное землетрясение. Погибло множество людей. Бог Гелиос не спас их от несчастья. Не смог он уберечь и собственную статую. Колосс Родосский рухнул и раскололся на куски, но слава о нем сохранилась в веках.

Александр Македонский во всех завоеванных землях основывал города, в честь него называвшиеся Александрией. Самой знаменитой и великолепной была Александрия Египетская, что в дельте Нила. Здесь был построен Мусейон — храм Муз (отсюда слово «музей»), рядом находилась богатейшая в мире библиотека.

Правивший после Александра Египтом царь Птолемей решил, что такой оживленный порт, каким была Александрия, должен иметь достойный маяк. Свет этого маяка должен указывать путь морякам, находящимся за много километров от гавани.

Маяк решено было строить рядом с Александрией на острове Фарос.

Александрийский (Фаросский) маяк достигал в высоту ста десяти метров. Огромная трехъярусная башня возвышалась на мощном основании, которое само по себе служило крепостью. Маяк охранялся вооруженным гарнизоном. В подземелье маяка было хранилище воды на случай осады города. Толщина стен в нижней части маяка доходила до 8 метров. В них были прорезаны бойницы.

Верхняя часть маяка представляла собой цилиндрическую башню. Она была опорой для восьми колонн из розового гранита. Они в свою очередь служили опорой для семиметровой статуи бога морей Посейдона.

Между колоннами помещался главный механизм маяка — сложное устройство из бронзовых зеркал. Эти зеркала отражали и усиливали свет огромного факела, горевшего днем и ночью. Свет маяка распространялся более чем на 60 километров.

На самом верху, говорят, у гранитных колонн была установлена бронзовая фигура богини. Она будто бы громким криком извещ ала о приближении неприятельских кораблей. На маяке были и другие движущиеся фигуры. Их движения были совсем как у живых людей. Эти удивительные автоматы создал ученый Герон Александрийский. И сицилиец Архимед немало сделал для совершенствования механизмов и устройства маяка.

Александрийский маяк долго служил морякам, пока не был разрушен в XIV веке.

А все эти удивительные сооружения, известные как «семь чудес света», навсегда остались памятниками человеческому гению.