Урок 2. Одинаковые и разные бусины (повторение)

План урока

  1. Работа с листом определений «Одинаковые и разные бусины».
  2. Решение обязательных бумажных задач 10–15.
  3. Решение электронных задач 173–177.
  4. Решение необязательной бумажной задачи 16.

На этом уроке дети повторяют следующий вид основных объектов курса – бусины. Кроме того, дети повторяют инструментальные действия «обведи», «соедини». Таким образом, из курса 1 класса на этом уроке дети вспоминают следующие листы определений: «Обведи», «Соедини», «Бусины», «Одинаковые бусины. Разные бусины»

Работа с листом определений «Одинаковые и разные бусины»

Напомним, что бусина является единственным внутренним объектом нашего курса. С этой точки зрения бусина – объект абстрактный, чисто информатический (подробней см. в методических комментариях к курсу 1 класса). Поэтому дети за лето могли забыть эту тему и ее надо качественно повторить. В результате изучения (или повторения) данной темы дети должны понимать, что бусина – объект, полностью определяющийся формой и цветом, все остальные свойства для нее не важны, в том числе размер и ориентация на листе (в отличие от фигурок). Бусины бывают 3 форм и 8 допустимых цветов. Таким образом, в нашем курсе существует ровно 24 разных бусины. Бусины считаются одинаковыми, если они одинаковы по форме и цвету, в противном случае они будут разными.

В задачах к этому листу определений дети повторяют действие «соедини», в частности, вспоминают его отличия от действия «обведи» (подробней см. в методических комментариях к курсу 1 класса). 

Решение обязательных бумажных задач

Задача 10. В процессе решения задачи дети, скорее всего, быстро догадаются использовать цвет. Действительно, удобно разбить все бусины на группы по цвету и искать одинаковые бусины внутри каждой группы. При этом только в трех группах бусин окажется больше трех, эти группы следует рассмотреть подробней. Так быстро находим искомые 4 одинаковые бусины. Многие дети найдут ответ без всякой системы, хаотичным просматриванием, здесь это не сложно.

Как и в курсе 1 класса, некоторые задачи мы будет помечать значком компьютера, как задачи, которые имеют электронную поддержку. Это поддержка будет разного характера (подробней см. в методических комментариях к курсу 1 класса). В этой задаче значок компьютера поставлен потому, что аналогичная задача имеется в электронном учебнике. При дефиците времени бумажную задачу можно пропустить или задать на дом.

Задача 11. Это совсем простая, но довольно полезная задача. В условии встречается очень важное слово – «описание». С описаниями на уроках информатики ребятам придется сталкиваться еще не раз, сейчас мы лишь приучаем детей к этому понятию. Описание объекта может быть дано в разной форме, при этом оно может быть полным или неполным, а также противоречивым и непротиворечивым. Полное или исчерпывающее описание определяет объект однозначно, то есть такому описанию соответствует ровно один объект. Неполное описание определяет объект лишь частично, поэтому ему соответствует не один объект, а несколько или целый класс объектов определенного типа. Иногда (хотя и редко) неполное описание может быть таким, что ему соответствует абсолютно любой объект. Противоречивое описание не позволяет нам найти ни одного подходящего объекта, поскольку содержит несколько условий, которые одновременно не могут выполняться. Например, описание «круглая квадратная бусина» противоречивое.  После изучения (повторения) материала связанного с бусинами, дети должны понимать, что описание бусины указанием ее формы и цвета является исчерпывающим, то есть ему соответствует ровно одна бусина. В данной задаче кто-то будет проверять каждое описание для данной бусины, а кто-то просто сразу придумает такое описание и затем найдет его в списке. В любом случае эта задача много времени не займет.

Задача 12. По сути дела в этой задаче дети выполняют инструкцию на раскрашивание бусин. Как вы знаете, отличие инструкции от описания в том, что пункты инструкции надо выполнять в определенном порядке, друг за другом. Часто при изменении порядка команд, результат выполнения инструкции меняется, в отличие от работы с описанием. Однако в данной задаче это не так – результат выполнения каждой из команд не зависит от предыдущей. Поэтому решайте сами, стоит ли в этой задаче обсуждать инструкции. Возможно, это лучше сделать позже, когда вам встретиться инструкция, на которой отличия от описания можно будет увидеть более наглядно. Заметим, что в этой инструкции лишь один пункт (второй) определяет результат действия однозначно. Так в первом пункте нужно раскрасить две круглые бусины, но все у нас круглых бусин семь. Если кого-то из ребят это смутит, объясните, что раз не указано, какие бусины нужно раскрасить, значит нужно раскрасить любые, то есть какие хочешь. Можно провести общее обсуждение действий в системе ограничений и в отсутствии ограничений. Для этого удобно вспомнить листы определений из курса 1 класса «Раскрась как хочешь», «Правило раскрашивания».

Эта задача помечена значком компьютера, поскольку в электронной части урока есть аналогичная задача. При нехватке времени на уроке бумажную задачу можно пропустить или оставить на дом.

Задача 13. Это не простая задача, поскольку объектов здесь довольно много. Далеко не всем детям удастся выполнить первое задание хаотичным просматриванием. Если ребенок совсем запутался, посоветуйте ему полный перебор по русским буквам с использованием пометок. Выглядеть это будет так. Берем первую букву, это русская буква А. Попробуем найти для нее такую же, просмотрев все оставшиеся буквы. Нужной буквы не нашлось, значит первую букву можно вычеркнуть. Следующую букву вычеркиваем сразу, поскольку это не русская буква. Так двигаясь по первой строке, находим еще лишь одну букву, которую стоит сравнивать со всеми остальными (не вычеркнутыми) – русская буква Н. Для нее такой же снова не находится, переходим ко второй строке и так двигаемся до тех пор, пока не найдем две одинаковые русские буквы.

Второе задание существенно проще. Здесь достаточно взять любую цифру и просматривать все оставшиеся цифры по порядку пока не найдем цифру отличную от данной.

Задача 14. В прошлом году мы похожие на эту задачи предназначали в основном сильным учащимся (в качестве необязательных). Сейчас настало время поучить решать такие задачи всех. Конечно, кто-то может наткнуться на нужную фигурку случайно. Но если ребенок не знает с чего начать, можно дать ему следующие советы. Первый – устроить полный перебор. Берем первую фигурку, сравниваем ее с оставшимися, выясняя каждый раз можно ли раскрасив один квадратик в первой фигурке получить из нее данную фигурку. Выясняем, квадратик нужно раскрасить не в первой фигурке. Теперь берем вторую фигурку и так далее. Конечно, это довольно долгий способ, но его, скорее всего, не потребуется доводить до конца. В процессе этих сравнений ребенок начнет улавливать некоторые закономерности, на которых можно построить второй, более быстрый способ решения. Он заключается в том, чтобы сразу посчитать число нераскрашенных квадратиков в данных фигурках. Выясняется, что во всех фигурках кроме одной по одному нераскрашенному квадратику, а в одной – два. Значит именно в этой фигурке квадратик и нужно раскрасить. Остается сравнить фигурку со всеми остальными и найти этот квадратик.

Решение электронных задач

На этом уроке дети вспоминают электронный инструмент «карандаш», с помощью которого они выполняют в электронных задачах действия «обведи» и «соедини». Использование карандаша имеет некоторые чисто технические сложности, поэтому мы советуем вам не торопить детей и дать им на решение электронных задач достаточно времени (подробней см. в методических комментариях к курсу 1 класса). 

Задача 173. Прежде всего, ребенок должен внимательно прочитать условие задачи и понять, что от него требуется. Как видно, требуется найти круглую и квадратную бусины одного цвета. Задача облегчается тем, что квадратных бусин у нас всего три и все они синие. Значит, соединять надо синюю круглую бусину с одной из синих квадратных.

Задача 174. Эта задача аналогична бумажной задаче 12, только выполняется она гораздо быстрее за счет электронной автоматической заливки.

Задача 175. Как и в бумажной задаче 10, значительно облегчает решение деление бусин на группы по цвету.

Задача 176. Чтобы в этой задаче не запутаться, проще всего просматривать объекты по строкам. Для начала просматриваем объекты в поисках русских букв, по ходу обводя те буквы, которые мы встречаем. Как только обведенных букв становится шесть, останавливаемся. Теперь просматриваем все буквы снова в поисках цифр.

Задача 177. Необязательная. С точки зрения используемых объектов эта задача практическая. Как видите, здесь детям предстоит работать с реальными объектами – рукавицами, на которых нарисованы снежинки. С точки зрения решения задача оказывается не слишком простой, ведь надо просмотреть каждую рукавицу и сравнить в ней снежинки между собой. При этом некоторые снежинки очень похожи и для такого сравнения требуется некоторое время. Так дети будут перебирать рукавицы, пока не отыщут искомую. Кроме того, с точки зрения понятий нашего курса эта задача имеет пропедевтический смысл. Во-первых, в этой задаче используется понятие «есть», с которым дети будут плотно работать на следующем уроке. Понятие «есть» используется здесь в своем обычном, языковом смысле и учитывая практическую направленность задачи, дети без всяких пояснений воспримут условие совершенно естественно. Во-вторых, с нашей информатической точки зрения данные объекты представляют собой мешки снежинок. То есть в этой задаче мы начинаем пропедевтику повторения темы мешки, которую мы будет вести начиная со второй четверти.

Решение необязательных бумажных задач

Задача 15. Сложность этой задачи заключается в большом количестве однотипных объектов. Действительно, многие пары кораблей очень похожи. Также в наборе содержатся симметричные фигурки, что традиционно представляет для детей сложности. Если вы видите, что ребенок совсем запутался, предложите ему перебор и систему пометок.