Урок 6. Алфавитная цепочка. Слова. Имена (повторение)

План урока

  1. Работа с листом определений «Алфавитная цепочка. Слова. Имена».
  2. Решение обязательных бумажных задач 40–43, 45.
  3. Работа с клавиатурным тренажером, занятие 1.
  4. Решение необязательных бумажных задач 44, 46.

Работа с листом определений «Алфавитная цепочка. Слова. Имена»

Надеемся, материал данного листа определений ребята вспомнят легко и быстро. Понятие «русская алфавитная цепочка» оказывается для нас важным. Действительно, слово «алфавит» принятое в языке может включать в себя представление о наборе русских букв и идею порядка. В зависимости от контекста говорящий может иметь в виду, как набор (мешок), так и последовательность (цепочку) русских букв. Для нас важно эти два понятия разделить. Имея в виду неупорядоченный набор, мы будем говорить «все русские буквы» или «мешок всех русских букв». А имея в виду упорядоченную последовательность, мы будем говорить «русская алфавитная цепочка».  Дети 2 класса достаточно хорошо знакомы с русским алфавитом, поэтому, думаем, вопросов здесь не возникнет. Также дети должны помнить, что алфавитная цепочка – одна из многих цепочек букв. Любую цепочку букв в нашем курсе мы будем называть словом. В большинстве случаев это не противоречит понятию «слово», принятому в языке, ведь все русские (осмысленные) слов – цепочки букв (за исключением слов с дефисами и апострофами, которые мы пока не рассматривали). Однако с точки зрения нашего курса все цепочки букв имеют равные права на существование, и отделять русские (осмысленные) слова от других цепочек мы не будем. В очень редких случаях, когда мы будем иметь в виду осмысленные слова, мы будем их называть «русские слова». Во всех других задачах мы будем говорить просто «слово», имея в виду любую цепочку букв. Конечно, в большинстве задач дети будут иметь дело именно с осмысленными словами, но никакого запрета на произвольную цепочку букв в нашем курсе нет. Это иллюстрирует вторая часть листа определений. В этом смысле, русская алфавитная цепочка также является словом. Но это особенное слово, которое имеет свои отличия. Первое отличие – в алфавитной цепочке встречаются все русские буквы. Второе – все буквы в алфавитной цепочке встречаются ровно по 1 разу. Третье – буквы в алфавитной цепочке стоят в строго определенном порядке. Такой порядок мы будем называть алфавитным.

Третья часть данного листа определений посвящена именам. Конечно, имя – тоже цепочка, цепочка букв и цифр. Часто имя объекта не отражает его содержание, например, цепочка А. Иногда наоборот, оно как-то связано с объектом, например, имена фигурок (кошек, собак, детей и т.д.). В любом случае определений имени, которое мы даем на листе определений, накладывает на процесс именования некоторые ограничения. Первое – любое наше имя должно быть единой цепочкой. Поэтому имена у нас не могут состоять из двух и более слов (например, МАРИЯ ИВАНОВНА или ЧЕРНЫЙ КОТ). Второе – все буквы в имени должны быть заглавными, поскольку в нашем курсе мы работаем только с такими.

Решение обязательных бумажных задач

Задача 40. Желательно, чтобы сильные и средние дети ответили на эти вопросы, не используя алфавитную цепочку на предыдущей странице, то есть по памяти. На последние два вопроса можно сначала попытаться ответить, перебирая буквы в уме, а потом проверить себя по цепочке на странице 19. Только самым слабым детям можно разрешить отвечать на вопросы с опорой на готовую русскую алфавитную цепочку.

Задача 41. Здесь для начала надо очень внимательно прочитать задание и понять, что нужно сделать. Чтобы формулировка не была слишком громоздкой и неудобоваримой, мы ее немного сократили. На самом деле имеется в виду, что слово необходимо соединить с буквой алфавитной линейки такой же, как третья буква данного слова. Например, третья буква слова ЯНВАРЬ – буква «В», значит, это слово надо соединить с буквой «В» на алфавитной линейке. Ни в задаче, ни на листе определений мы не поясняем, что такое алфавитная линейка, надеемся, вопросов это не вызовет. На самом деле алфавитная линейка – та же русская алфавитная цепочка, оформленная по-другому (так, чтобы было удобно решать задачи такого рода).

Задача 42. Данная задача – наглядная иллюстрация к теме «Имена». Действительно, зачем нужны имена? Чтобы можно было выделить некоторый объект из совокупности, указать его. Так здесь, чтобы в ответах указать нужную цепочку, необходимо дать цепочкам имена. Поэтому второе задание без первого было бы выполнить проблематично.

Задача 43. Аналогичные задачи ребятам уже встречались (см. комментарии к задачам 34 и 38). В данном случае подходящих слов оказывается ровно пять.

Задача 45. Задача на повторение темы «Одинаковые фигурки». Для детей, конечно, грузинские буквы – просто разные закорючки. Кроме того, некоторые пары букв очень похожи. Если кому-то из ребят не удастся найти ответ простым проглядыванием, посоветуйте ему полный перебор с использованием пометок.

Работа с клавиатурным тренажером

Клавиатурный тренажер в курсе 2 класса построен очень похоже на аналогичный ресурс курсе 1 класса. Как вы помните, в курсе 1 класса дети в основном отрабатывали буквы основной позиции пальцев (О, Л, Д, Ж, А, В, Ы, Ф), а с остальными буквами знакомились обзорно. В этом году цель занятий на клавиатурном тренажере – в равной степени усвоить положение всех букв на клавиатуре. Поэтому всем буквам уделяется должное внимание, в частности буквы всех рядов изучаются по две. Значительное внимание уделяется повторению уже пройденных букв.

Напомним, что некоторые браузеры требуют, чтобы перед тем, как начать печатать в первом упражнении занятия Клавиатора, сначала щелкнуть мышкой в любое место рабочего поля Клавиатора. Этот щелчок указывает браузеру, что дальнейший ввод с клавиатуры относится именно к этой программе, к Клавиатору. Таким образом, если Клавиатор не реагирует на нажатие кнопок на клавиаторуе, попросите ребенка просто кликнуть мышкой в любое место рабочего поля Клавиатора.

Решение необязательных бумажных задач

Задача 44. Это довольно сложная задача, близкая к комбинаторным задачам. Действительно, здесь речь идет о поиске всех комбинаций трех клеток, раскрашенных с один из двух цветов. На самом деле таких комбинаций, то есть различных фигурок, можно построить ровно 8. Ясно, что первая клетка (верхнего ряда) может быть раскрашена в один из двух цветов, значит, у нас есть 2 варианта раскраски верхнего ряда и даже двух верхних рядов (поскольку во втором ряду мы ничего не раскрашиваем). Если присоединить сюда еще и третий ряд, то вариантов станет больше, ведь в каждом из двух вариантов раскраски верхней клетки, можно раскрасить клетку в третьем ряду снова в два цвета. Таким образом, существует 4 варианта раскраски первых трех рядов фигурок. При каждом из этих вариантов, клетку нижнего ряда можно раскрасить в один из двух цветов, поэтому вариантов раскраски фигурок в задаче существует ровно 8. У нас фигурок 6, значит вариантов нам хватит – можно сделать все 6 фигурок разными. Подобные рассуждения мы приводим не для того, чтобы их повторяли дети. Просто мы хотим показать, что задача действительно по сути комбинаторная и здесь мы потихоньку ведем пропедевтику довольно сложных математических проблем. Однако, дети будут действовать иначе, скорее всего, методом проб и ошибок. Например, раскрасят первую фигурку наугад. Теперь вторую фигурку надо раскрасить так, чтобы они с первой оказались разными. Вообще-то для этого достаточно раскрасить хотя бы один квадратик в другой цвет, но можно поступить и по-другому. Теперь третью фигурку надо раскрасить так, чтобы она не совпадала ни с первой, ни со второй и т.д. Если вы видите, что в решении допущена ошибка, достаточно указать ребенку пару одинаковых фигурок, а как исправить раскраску, пусть ребенок думает сам.

Задача 46. Эта задача довольно объемная и технически сложная – решить его без системы, простым проглядыванием оказывается довольно сложно. Здесь необходима некоторая система просмотра и конечно полный перебор. Один из вариантов работы таков: берем первую букву в цепочке Ю, находим ее в алфавитной линейке и помечаем соответствующую клетку галочкой (лучше помечать также и просмотренные буквы цепочки Ю); далее берем вторую букву, третью и т.д. После того как мы дошли до конца цепочки Ю, в алфавитной линейке окажутся непомеченными ровно две буквы. Это и есть именно те буквы, которых не хватает в цепочке Ю.