Неизвестный художник ХVII века. Юнона и Эол. ХVII

Автора этой картины определить нелегко, зато стиль времени, в котором он жил и работал, на картине выражен очень ясно. Это - классицизм, основной стиль французского искусства ХVII века. Крупнейшие явления французской культуры этого времени: живопись Никола Пуссена, Версальский дворец связаны с классикой большого стиля. Темы живописи художники ищут в древней истории, греческих и римских мифах.

Сюжет картины "Юнона и Эол" заимствован из знаменитой поэмы римского поэта Вергилия "Энеида". С ней был знаком каждый культурный европеец. "И знал он, хоть не без греха, из "Энеиды" два стиха", - говорит А.С. Пушкин в "Евгении Онегине".

Главный герой поэмы, Эней, после разграбления Трои, стал предводителем разбитых троянцев, спасавшихся бегством на море. Энею покровительствовал сам Юпитер. После долгих скитаний Эней со спутниками должен был оказаться в Лации и стать предком римлян. Существовало предсказание, что римляне разрушат город Карфаген, которому покровительствовала жена Юпитера, Юнона. Богиня стремится воспрепятствовать продвижению троянского флота. Она обращается к властителю ветров Эолу с просьбой выпустить ветры и потопить корабли Энея.

Как и в любой классической композиции, главные герои - в центре картины. На облаке в золотой короне восседает Юнона. Позади неё - постоянный спутник богини павлин. В перья его хвоста, как рассказывает легенда, богиня приказала вправить глаза стоглазого великана Аргуса, ведь она должна была постоянно стеречь своего неверного мужа. Художники, работавшие в стиле классицизма, старались не пользоваться языком мимики, чтобы не исказить лиц своих героев. Зато они искусно выражаются на языке жестов. Так поступает и автор нашей картины. Обратив к Эолу величественную голову, Юнона царственным жестом указывает на одну из нимф, своих спутниц, предлагая её в жёны повелителю ветров, если он исполнит просьбу богини. Мы видим, что её подруга уговаривает избранницу согласиться на брак с Эолом. Дело в том, что в иерархии античных богов Эол, грубоватый повелитель природных стихий, занимал невысокое место. Исполняя волю Юноны, он отворяет тяжёлую дверь, ветры вырываются на свободу, и на море уже заметны гребешки поднимающихся волн, предвещающих бурю. Однако, замыслу Богини не дано осуществиться. Она вторглась в царство Нептуна и прогневала его. Повелитель морской стихии, Нептун, усмирил волны, Эней добрался до Лация, стал предком римлян, а римляне разрушили Карфаген.

Герои, как всегда в искусстве классицизма, изображаются крупно. Фигуры богов - больше деревьев и плывущих в море кораблей. Художнику было важно правильно построить человеческие фигуры, в различных ракурсах. Зато, в изображении морского пейзажа он более свободно проявляет дар колориста. Его краски мягко переходят одна в другую, не теряя звучности. Композиция картины напоминает сцену театра, на которой разыгрывается драматическое действие.

Справочная информация:

Барокко - (итал. barocco -причудливый, странный) исторический художественный стиль европейского искусства. Его родина - Италии. В барокко воплотились новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости. Характерны приподнятость чувств, динамика, любовь к контрастам. Наиболее ярко проявился в архитектуре, декоративной росписи стен и потолков, создающих иллюзию бесконечного пространства.

Академия - учебное заведение, появившееся в ХVI веке в Италии, а затем, во всех европейских странах. Там изучали искусство античности, уделяли большое внимание рисованию с гипсовых статуй. За основу брался стиль классицизма.

Классицизм - художественный стиль в европейском искусстве ХVII-начала ХIХ века. Эталоном красоты считались формы античного искусства. Главной считалась воспитательная функция искусства.

Композиция - (лат.compositio- составление, сочинение) Построение художественного произведения, основной организующий компонент, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.

Ракурс - (франц.raccourci-сокращение) перспективное сокращение изображённых предметов. Часто используется для наиболее эффектной передачи движения и пространства.

Краснопёрова Л.П.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева