Роль церкви в общественной жизни Руси

Русская православная церковь претерпела  все тяготы и  ужасы татаро-монгольского нашествия наравне со всем государством. После нашествия положение Русской церкви изменилось. Как и  русские князья, она стала вассалом ханов Золотой Орды. Однако русские иерархи получили возможность отстаивать свои интересы в Орде независимо от княжеской власти, что сделало церковь активным участником политической борьбы на Руси в XIV – XV вв.

Изменение в положении русских княжеств – политическое подчинение  большей их части Орде (середина XIII в.) и вхождение в состав Великого  княжества Литовского и Польши (середина XIV в.) – привело к изменениям в церковной организации. В 1299 году митрополит – грек Максим «не терпя насилия татарского», оставил Киев и переехал во Владимир – Суздальский. Этот переезд способствовал процессу формирования нового крупного государства в Северо-Восточной Руси.

Во время политического соперничества Москвы и Твери создались условия перенесения  митрополичьей кафедры из Владимира в Москву, что явилось значительной поддержкой для будущей столицы  Русского централизованного государства.

Митрополит Петр (1308-1326) переехал в Москву в 1325 году. После смерти он был похоронен в строившемся Успенском соборе. Это событие и последующая канонизация Константинопольским патриархом Петра способствовали превращению Москвы не только в политический, но общерусский церковный центр.

Заметную роль, не только в церковно-духовных, но и в политических событиях на Руси времени Дмитрия Донского, играли церковные деятели митрополит Алексий и Сергий Радонежский. Они немало  способствовали усилению Москвы, собиранию русских земель, укреплению авторитета власти великого князя.

С избранием в 1448 году собором высших русских иерархов митрополита Ионы, Русская церковь стала самостоятельной (автокефальной), независимой от Константинопольского патриарха. Содействие митрополита Ионы помогло князю Василию Темному одолеть его противников в объединительной политике.

В XIV – XV вв. в церковной среде появляется ряд литературных произведений, в которых рассказывается о праведной жизни  великих деятелей церкви и государства. Житии переписывались и распространялись повсюду. Это способствовало духовно-нравственному совершенствованию людей.

Изобразительное, декоративно – прикладное искусство, архитектура  в этот период также неразрывно связаны с церковью.

 Московский Кремль на протяжении многих веков был не только царствующим градом, но и духовной столицей России. Это место, где жили, поставлялись, служили, были погребены главы Русской церкви. Двор духовного владыки всегда находился в непосредственной близости с царским дворцом и ничем не уступал ему по своему великолепию. Сокровища, хранившиеся в Патриаршей ризнице, сопоставимы только с царской казной. Над их созданием трудились лучшие мастера – живописцы, серебряники, вышивальщицы. Исторически сложившаяся кремлевская коллекция дает возможность ощутить торжественные и трагические события русской истории