В.В. Верещагин. Солон. 1869-1870

Василий Васильевич Верещагин - значительная фигура в русском искусстве, открывший своим творчеством новую страницу в истории мировой батальной живописи, автор знаменитой серии произведений, отражающих трагический облик войны ("Апофеоз войны" и др.).

Необыкновенно активный и деятельный человек по натуре, он одновременно учился в Петербургском Морском кадетском корпусе (1853-1860) и в Рисовальной школе (1858-1860). Способом познания и освоения художественного разнообразия мира стали для Верещагина путешествия. Казалось, что в мире нет ни одного уголка, где бы он не был, выбирая при этом довольно опасные места: Туркестан (1867-1869), Индия (1874-1876, 1882-1883), Палестина (1884), русский Север (1887-1888, 1894), Филлипины и Куба (1901-1902), Япония (1903). Как офицер, Верещагин принимал участие во всех военных действиях, которые вела русская армия: в Среднеазиатском походе (1867-1868 и 1869), в русско-турецкой (1877-1878) и русско-японской (1904) войнах.

Художник стоял вне всяких партий и кружков, не вступал в художественные объединения, не принимал ничьих наград: в 1874 году он был избран профессором Императорской Академии Художеств, но отказался от этого звания.

В своем творчестве Верещагин искал решительного обновления художественного языка в сторону документально-точного изображения реальности. Его живописный метод, в своем роде единственный в русском искусстве II половины XIX в., спорит в правдоподобии и объективности воспроизведения натуры с ее фотофиксацией. Но в то же время художник стремился к тому, чтобы его живопись не проигрывала рядом и в сравнении с фотографией. Реалистическое воспроизведение вещей - это необходимое условие реализма, но недостаточное. Верещагин вносил в свои значительные большие произведения идею, высокий смысл, мораль и выражал их весомо и ярко, приходя к широкому обобщению. Художник говорил, что каждая его картина должна что-либо сказать, именно для этого он их и пишет.

В 1867 г. Верещагин был зачислен на службу в распоряжение Туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана и отправлен во вновь присоединенные к России области Средней Азии. По Туркестану художник путешествовал в 1867-1868 и 1869-1870 годах. Выполняя служебные обязанности, он вел подробный путевой дневник, собирал этнографические и зоологические коллекции редкостей и даже занимался археологическими раскопками. В это же время художник делал множество рисунков и живописных этюдов с натуры. В них он фиксировал все, что находил характерным для данной темы: природу, постройки, костюмы, обычаи. Верещагин создал целый ряд типажных портретов, где очень метко охарактеризовал жизненный уклад местных жителей. В результате из-под пера художника возникла серия работ, которая составила единое целое, раскрывшее миру необычный и многоликий образ среднеазиатского края.

Работа "Солон" относится к этой серии и написана во время второго путешествия Верещагина в Туркестан (1869-1870).

На фоне стены с полуразмытыми изображениями пейзажа и сцен китайской жизни в рост изображен мужчина средних лет в национальном костюме: длинном, доходящим до щиколоток, теплом халате, мягкой обуви с толстыми войлочными подошвами и головном уборе с расширяющейся к верху тульей. Это - представитель одной из народностей тунгусского племени солонов. Верхняя одежда тунгусских племен схожа с тибетской или китайской, где основным предметом с давних времен служил длинный шелковый или хлопчатобумажный кафтан с застежками из петель и узлов, расположенными наискосок от шеи через грудь к бедрам. Под такого вида кафтаном на персонаже видны длинные хлопчатобумажные штаны более насыщенного голубого цвета.

На кафтане заметно несколько разрывов ткани, которые подсказывают, что перед нами небогатый человек. Это доказывает и неброская, вылинявшая расцветка костюма, окрашенного, по всей видимости, изначально в голубой цвет, а также отсутствие ярких, дорогих деталей и украшений. Обычай носить косу у маньчжурских мужчин с 1644 года считался обязательным и частично сохранился вплоть до начала XX века, но преимущественно у низших классов, что также указывает на невысокий социальный уровень персонажа.

Он курит трубку с длинным тонким мундштуком, придерживая его левой рукой. Длинные усы, смуглая кожа, бритый череп и тонкая косичка за плечами завершают образ восточного человека.

Взгляд солона отстранен, устремлен внутрь себя, что подчеркивает закрытость внутреннего мира этого человека, который не всегда доступен пониманию европейца. Композиция работы центрична, не обладает глубоким пространством. Персонаж изображен выпукло и объемно. Горизонтальные черные и красные полосы на стене определяют ритм произведения. Полотно виртуозно выписано и отличается яркостью, несмотря на общую спокойную тональность.

Облику солона свойственна определенность, даже некоторая жесткость рисунка, тщательное воспроизведение деталей одежды и аксессуаров. Эта черта полностью соответствует авторскому почерку Верещагина, стремящегося наиболее документально отобразить окружающую реальность. Интерес художника к национальным приметам и внимательное отношение к ним в работе позволяет назвать это произведение этнографическим портретом.

Вся туркестанская серия была представлена на выставке Верещагина в Петербурге (1874), после чего она была приобретена П. М. Третьяковым. В 1932 году Третьяковская галерея передала этюд Радищевскому музею, тем самым нарушив наказ автора - никогда не разрознивать туркестанскую серию.

Ориентализм - использование мотивов и стилистических приемов восточного искусства, а также истории, сюжетов восточного быта в культурах европейского типа. В эпоху великих географических открытий и колониальной экспансии ориентализм носил преимущественно сюжетный характер. Среди европейских художников, в творчестве которых прослеживаются явные признаки ориенталистики, можно назвать Ж. О. Д. Энгра, О. Верне, Э. Делакруа, Ж.-Л. Жерома, Э. Фромантена, Ф. Зима, А. Марке, А. Матисса; из русских мастеров второй половины XIX века - В. В. Верещагина, К. Е. Маковского.

Реализм - направление в живописи, характеризующееся точной передачей форм окружающего мира. В наивной форме оно проявилось еще в памятниках крито-микенской эпохи. В новое время реализм - это исторически конкретная форма художественного сознания, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 1830-х гг. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма XIX-XX вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в XX в., условных форм (мифа, символа, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди крупнейших представителей реализма в живописи XIX-XX вв. - О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков и другие.

Этюд (франц. etude, буквально - изучение) - в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения.

Туркестан - в XIX - начале XX вв. название территории в Средней и Центральной Азии, населенной тюркскими народностями. Восточный Туркестан - провинции Западного Китая, Западный Туркестан - среднеазиатская территория России, северная часть Афганистана. Особо выделялись в 1867-1917 Туркестанское генерал-губернаторство (с 1886 - Туркестанский край), а также вассалы Российской империи - Хивинское и Бухарское ханства.

Солоны - одно из племен Китая, народ тунгусского племени - живут в бассейне реки Нонни, по обоим берегам, начиная с ближайших мест от г. Цицикара вверх, по правому берегу Амура вместе с маньчжурами и отдельными селениями, а также и по левому берегу, в пределах Амурской области, смешанно с маньчжурами и даурами, и в некоторых других местах провинций Хэй-лун-цзян и Гирин.

Тип их внешности тунгусский: голова овальная, лицо круглое, лоб широкий, глаза узкие, черные, нос плоский, рот широкий с толстыми губами, скулы выдающиеся, подбородок тупой, широкий, волосы черные, жесткие, редкие в бороде и усах, рост высокий, телосложение крепкое. Солоны отличаются отважностью, ловкостью и смелостью. Язык их, по происхождению тунгусский, родствен маньчжурскому и отличается от последнего примесью китайского и монгольского элементов. Религия шаманская: солоны не поклоняются Будде и не имеют других жрецов, кроме шаманов, которые совершают свои заклинания и обряды вокруг священных пригорков.

Одежда и жилища их одинаковы с существующими у маньчжур. Обычаев держатся старинных. Тела умерших большей частью сжигают, но не предают земле, пепел собирают в кожаные мешки, которые привязывают к ветвям деревьев, где они и остаются висеть, качаемые ветром. Главные занятия солонов - земледелие и скотоводство; живущие в верховьях Нонни занимаются охотой. Солоны, подобно маньчжурам, обязаны воинской повинностью.

О происхождении солонов существует мнение, что они потомки тех Нючжей, живших в Даурии, которые, под именем Гиней, господствовали над северным Китаем и после поражения, нанесенного им в 1204 г. монголами, удалились на р. Нонни, поднялись по правым притокам Аргуни к Большому Хингану и перешли этот хребет.

Антропометрические показатели роднят солонов и дауров, в первую очередь, с северной и южной группами тунгусо-маньчжурских народов, выделяя их из окружающих монголов. Приамурские племена, к каковым относятся и солоны, исторически находились на перекрестке сильнейших тунгусо-маньчжурского и монгольского взаимовлияний во всех отраслях жизни и деятельности, и их культура сочетает в себе элементы как собственно тунгусо-маньчжурской, так и монгольской культур. Причем провести четкую границу между этими элементами в настоящий момент представляется затруднительным.

(Источники: Пастухов А. К вопросу о характере укреплений поселков приамурских племен середины XVII века и значении нанайского термина гасян// altaica.nm.ru/amur/gasyan.dhtml; http://www.wikiznanie.ru)

Третьяковская галерея (Москва) - один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России, крупнейший в мире музей русского искусства. Основана в 1856 году П. М. Третьяковым как частное собрание, которое в 1892 году передано им вместе с коллекцией брата - С. М. Третьякова - в дар Москве. Оно включало 1287 живописных произведений, 518 рисунков, 9 скульптурных работ русских художников, а также 75 картин и 8 рисунков иностранных, главным образом французских и немецких, мастеров второй половины XIX в.

После 1917г. в Третьяковскую галерею влились коллекции ряда музеев и частных собраний, богатейшие собрания древнерусской иконописи XI-XVII вв., живописи XVIII-XX вв., скульптуры, графики. Расположена в бывшем доме Третьяковых (главный фасад оформлен в 1902г. по проекту художника В. М. Васнецова). С 1985-95гг. комплекс Третьяковской галереи реконструирован.

В 1925г. в Галерею были переданы на хранение произведения русской живописи из Московского публичного и Румянцевского музеев. Это были коллекции известных собирателей - М. М. Львовой, А. П. Бахрушина, С. А. Щербатова и К. Т. Солдатенкова.

В 1986г. к Галерее на правах отделов был присоединен ряд мемориальных московских музеев: Дом-музей П. Д. Корина, Дом-музей В. М. Васнецова, Музей-квартира А. М. Васнецова, Музей-мастерская А. С. Голубкиной. В связи с этим Галерея получила статус Всесоюзного музейного объединения (с 1994 г. - Всероссийского). В 1985г. "Государственная картинная галерея", располагавшаяся на Крымском валу, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс с сохранением исторического названия - Государственная Третьяковская галерея. В здании на Крымском валу хранятся и экспонируются произведения живописи, графики и скульптуры, созданные после 1917 года. (Источник: Энциклопедия Кирилла и Мефодия)

Пакалина Е.Н.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева