Комментарий методиста

 Н.П. Бумагиной к уроку

учителя музыки Т.А. Рокитянской

Класс – 6.

Тема урока «Ударные инструменты».

Тип урока: Урок развития исполнительских навыков и способностей.

Цель урока – отработка умения играть ритмические импровизации, работать в ансамбле, создавать интересные музыкально-шумовые композиции, получение новой информации о положении разных ритмов (явлении полиритмии).

Учитель предлагает задания на развитие творческих и исполнительских способностей (память, ритм, координацию).

 

Ход урока

Подготовка к работе в ансамбле. Учитель поясняет назначение некоторых шумовых инструментов. Учащиеся и учитель пробуют свои ударные инструменты, передавая звук по кругу (они сидят лицом друг к другу, образуя круг)

Создание первой ритмической композиции.

Учитель задаёт каждому ученику свой ритмический рисунок (разные доли такта подчёркивают разные ударные инструменты), а самые сильные ученики в паузах могут свободно импровизировать. Учитель исполняет самую сложную ритмическую импровизацию.

Вторая ритмическая импровизация.

Учеников разделили на группы:

1 – ая - ритмический фон.

2 – ая - импровизаторы.

 Сам учитель тоже импровизирует, показывая возможности каждого ударного инструмента. У учеников в руках кроме барабанов, пустых бутылок из- под воды (10 л.), стиральная доска и другие ударно-шумовые инструменты.

Теоретическая часть урока, объяснительно-иллюстративная.

Учащимся предлагается вспомнить главные ритмические комбинации (по 2 и по 3 удара). Учитель сравнивает ритмические комбинации с лапками мухи-плясуньи, у которой 6 лапок – ног (рисунок выполняется на доске).

Лапки мух – это доли, если группировать по 3, то сильные 1-ая и 4 – ая, а если по 2, то 1 – ая, 2 – ая, 3 – я. Появляется нотная запись и размеры:

e 6/8  ooo  oooe

e 3/4  oo  oo  oeo

Практическая часть. Учащиеся должны совместить два ритма вместе.

Учитель предлагает ученикам сначала исполнить ритм по oo, за тем  ooo,

далее оба ритма совмещаются вместе. Учитель спрашивает о возможности такого совмещения ритмов и делается вывод, что сильная доля постоянно мерцает, возникая то здесь, то там.

Появляется новое понятие подобного явления в музыке – полиритмия.

Работа в ансамбле.

Учитель и ученики создают совместную ансамблевую композицию: песню «Венский кучер». Каждый из учеников исполняет на своём инструменте заданный ритм к песне, предложенной учителем. В конце урока песня исполняется всем ансамблем. Учитель – фортепиано + голос, дети – барабаны, ксилофон, бубен, бутыли из под воды, виолончель.