Свиридов

 

Свиридов Георгий Васильевич (1915–1998)

 
  «Георгий Васильевич Свиридов — русский гений,

который по-настоящему еще не оценен.

Его творчество будет иметь огромное значение

  в грядущем возрождении русской культуры»,

академик Д.С. Лихачев

 

      «Художник призван служить, по мере своих сил, раскрытию Истины мира. В синтезе Музыки и Слова может быть заключена эта Истина. Музыка — искусство бессознательного. Я отрицаю за Музыкой Мысль, тем более какую-либо философию. То, что в музыкальных кругах называется философией, есть не более чем Рационализм и диктуемая им условность (способ) движения музыкальной материи. Этот Рационализм и почитается в малом круге людей философией.

     На своих волнах (бессознательного) она несет Слово и раскрывает сокровенный, тайный смысл этого Слова.

     Слово же несет в себе Мысль о Мире (ибо оно предназначено для выражения Мысли)», Г. Свиридов, декабрь 1977 г.

     Георгий Свиридов — композитор, чья приверженность простоте и преемственности в музыке, стала почти гимном его творчества. Он считал модернизм синоним разложения, бездушия и бездуховности. А относительно простоты и ясности в искусстве писал:

     «За последнее время такое (простоты и сложности, прим. сост) противопоставление часто встречается в разговорах об искусстве, в том числе и о музыке.

     Безобидное и на первый взгляд как будто естественное, оно между тем совсем не безобидно. В основе его лежит — софизм. Как бы ты ни ответил на вопрос: «Какое искусство вы любите, предпочитаете? Простое или сложное?» — ответ будет далеким от сущности искусства, от его смысла (пусть даже тайного!), от его идеи, предназначения.

     Такой вопрос обычно задают сторонники так называемого «сложного» искусства, ибо кто же в наши дни сознается в своей «простоте», в любви к простому, бесхитростному, простодушному, «однозначному», несложному. Никто не хочет быть простым, все теперь люди сложные.

     Прокламируемый интерес к «сложному» заменяет собою интерес к «глубокому». И делается это — сознательно!

     Глубина, если она действительно есть в произведении, никогда не бывает пустой, на то она и глубина, т.е. тайное, скрытое, зерно, если угодно истина, которая всегда ценна.

     Между тем «сложное» само по себе не есть ценное. Есть много «сложного», но совершенно пустого, есть и «простота — хуже воровства».

     Одним словом, ни простота, ни сложность сами по себе не представляют ценности.

    Однако же говорят «Божественная простота», например о Пушкине. Но я никогда не слыхал, чтобы говорили «Божественная сложность».

    Отчего же не говорят «Божественная сложность»?

    А вот отчего: «Искусство», т.е. содеянное человеком, в особенности «сложное», несет на себе печать его разума, «измышленности», и чем ни сложнее, тем «измышленнее».

    «Измышленная простота» не особенно интересна, наоборот, чем сложнее, тем «измышление» интереснее.

    Простота же ценна тогда, когда она появляется как озарение, откровение, наитие, вдохновение не разумного, а духовного Божественного начала. Только такая, вдохновленная простота, внезапное проникновение в истину, в «тайну» мира — вот это ценно.

    Сложность есть понятие человеческое, для Божества — мир прост. Вот почему мы говорим «Божественная простота» о творении человека, когда оно просто, когда с него снята поверхностно окружающая его оболочка «сложного», затрудняющего нам видеть истину, зерно, Божественную сущность мира.

    При созерцании такого искусства человек испытывает чувство облегчения, успокоения души, восторга исходящего от сознания прикосновения к Высшему началу.

     Никто не хочет быть простым, что понимается как «примитивным». Жизнь теперь сложная (как будто она когда-либо, хоть один день в истории, была простая!). Век сложный, время сложное. Считается, что все в мире усложнилось».

   Про Георгия Свиридова дирижер Владимир Федосеев сказал: «Можно назвать имена только трех больших композиторов, музыку которых играли на улицах еще при их жизни. Это — Моцарт, Верди и наш Свиридов. Это значит, что их музыка точно попала в душу народа».

 

    Георгий Свиридов родился 3 (16) декабря 1915 г. в Фатеже Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы. Когда его отец погиб на Гражданской войне, Свиридовы переехали в Курск. Там мальчик освоил свой первый музыкальный инструмент — балалайку (он взял ее у товарища и самостоятельно научился играть так искусно, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов), а в 1929 г. поступил в музыкальную школу. Не имея репертуара, он на вступительных экзаменах исполнил марш собственного сочинения.

     После окончания музыкальной школы в Курске Георгий учился в ленинградском 1-м музыкальном техникуме — сначала на исполнительском, а потом на композиторском отделении в классе музыканта М. Юдина.

     Чтобы свести концы с концами молодой композитор играл по вечерам в кино и в ресторанах.

     Известность пришла к Свиридову в 1935 г. после обнародования его первых сочинений — романсов на стихи А. Пушкина.

     В 1936 г. Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию на композиторский факультет и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Окончил он ее в 1941 г. по классу Д. Д. Шостаковича. Под руководством своего педагога, который стал к тому же еще и хорошим товарищем, Свиридов написал фортепьянный концерт, представленный во время декады советской музыки в 1937 г. одновременно с Пятой симфонией Шостаковича.

     В начале Великой Отечественной войны Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 г. его демобилизовали по состоянию здоровья, после чего он уехал в Новосибирск, где писал военные песни («Песня смелых» на стихи А. Суркова и др.), а также сотрудничал с музыкальным театром.

    В 1944 г. Свиридов вернулся из эвакуации в Ленинград. С 1956 г. жил в Москве, работая в разнообразных жанрах — писал симфонии, концерты, оратории, кантаты. Но главный жанр, благодаря которому имя Свиридова вошло в историю музыки, был, конечно, романс. Композитор писал романсы, как на классические тексты, так и слова народных песен («Курские песни», «Деревянная Русь»).

     Начиная с середины 50-х гг. к Свиридову приходит такая слава, какая ему и не снилась после успеха романсов на стихи Пушкина. Впечатление, производимое его музыкой на людей, огромно. Вот как описывает композитор Владимир Рубин свои впечатления от сочинений Свиридова: «Как-то Георгий Васильевич предложил послушать его новое произведение… Я был в совершенном смятении. Мысли и чувства были так возбуждены, что слова не шли на ум. Я молчал. Молчание становилось тягостным. Георгий Васильевич почувствовал мое состояние и предложил сыграть в шахматы. Так мы и не поговорили. Это был один из самых праздничных вечеров в моей жизни».

    Умер Свиридов в Москве 6 января 1998 г.

 

Музыкальные комедие:

«Раскинулось море широко» (1943 г.), «Огоньки» (1951 г.)

 

Произведения для голоса, хора и оркестра : «Вольность» (слова поэтов-декабристов, 1955 г.), «Братья-люди!» (слова С. Есенина, 1955 г.), «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956 г.), «Патетическая оратория» (слова В. Маяковского, 1959 г.), «Мы не верим» («Песня о Ленине», слова В. Маяковского, 1960 г.), «Курские песни» (слова народные, 1964 г.), «Грустные песни» (слова А. Блока, 1965 г.), «Светлый гость» (слова С. Есенина, 1965–1975 гг.)

 

Кантаты : «Деревянная Русь» (маленькая кантата, слова С. Есенина, 1964 г.), «Снег идёт» (маленькая кантата, слова Б. Пастернака, 1965 г.), «Весенняя кантата» (слова Некрасова, 1972 г.), «Ода Ленину» (слова Р. И. Рождественского, для чтеца, хора и оркестра, 1976 г.)

 

Произведения для оркестра: сюита «Время, вперёд!» (1965 г.), «Музыка к памятнику павшим на Курской дуге» (1973 г.), «Метель» (музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина, 1974 г.) концерт для фортепиано с оркестром (1936 г.)

 

Камерно-инструментальные ансамбли: фортепианное трио (1945 г.), струнный квартет (1947 г.)

 

Произведения для фортепиано : соната (1944 г.), сонатина (1934 г.), Маленькая сюита (1935 г.), 6 пьес (1936 г.), 2 партиты (1947 г.), Альбом пьес для детей (1948 г.), полька (в 4 руки, 1935 г.)

 

Произведения для хора (a cappella): 5 хоров на слова русских поэтов (1958 г.), «Ты запой мне ту песню и Душа грустит о небесах» (на слова С. Есенина, 1967 г.), 3 хора из музыки к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973 г.), Концерт памяти А. А. Юрлова (1973 г.), 3 миниатюры (хоровод, веснянка, колядка, 1972–1975 гг.), 3 пьесы из Альбома для детей (1975 г.), «Метель» (слова С. Есенина, 1976 г.), «Песни странника» (на слова древнекитайских поэтов, для голоса с оркестром, 1943 г.)


 

Произведения для голоса с фортепиано: поэмы: «Страна отцов» (слова Исаакяна, 1950 г.), «Отчалившая Русь» (слова С. Есенина, 1977 г.); вокальные циклы: 6 романсов на слова А. Пушкина (1935 г.), 8 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1937 г.), Слободская лирика (слова А. А. Прокофьева и М. В. Исаковского, 1938–1958 гг.), «Смоленский рожок» (слова разных советских поэтов, разные годы), Песни на слова Р. Бёрнса (1955 г.), «У меня отец-крестьянин» (слова С. Есенина, 1957 г.) и др.

 

Романсы и песни

 

Обработки народных песен, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам.

 Этапы творческого пути:

3 (16) декабря 1915 г.

Родился в Фатеже 

1929 г.  

Поступил в музыкальную школу 

1935 г. 

Дебютировал с циклом романсов на слова

А.С. Пушкина  

1936- 1941 гг. 

Поступил в Ленинградскую консерваторию на композиторский факультет, лауреат именной стипендии имени А. Луначарского 

1937 г.  

Фортепьянный концерт Свиридова представлен публике во время декады советской музыки

1941 г.  

Демобилизован из армии по состоянию здоровья, едет в Новосибирск, пишет военные песни, сотрудничает с музыкальным театром

1944 г. 

Возвращение в Ленинград 

1950 г.

Вышла вокальная поэма Свиридова «Страна отцов»

1955 г.

Цикл песен на слова

Р. Бернса

1956 г. 

Переезд в Москву 

1960 г.    

Получает Ленинскую премию 

1962–1974 гг.

Свиридов - Секретарь Союза Композиторов СССР

1970 г.

Свиридову присвоено звание Народного артиста СССР

1974 г.

Создал свои музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

1975 г.

Герой Социалистического Труда

6 января 1998 г. 

 Скончался в Москве

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".