А. Даргомыжский

«Старый капрал»

Исполнение Артура Эйзена

 

   «Старый капрал» принадлежит к числу лучших произведений А. Даргомыжского.  Эта песня написана на стихи французского поэта Беранже, творчество которого было  весьма созвучно с этическими и эстетическими устремлениями композитора. Пьер Жан де Беранже родился 19 августа 1780 г. в Париже, в буржуазной семье (несмотря на приставку де в фамилии он не был аристократом). Он известен, прежде всего, своими сатирическими произведениями. В детстве стал свидетелем революционных событий, в частности видит разрушение Бастилии. Учился в Перонне в школе, организованной по принципам Ж. Ж. Руссо. В первых поэтических опытах видно влияние классицизма, но вскоре Беранже осваивает более простой и демократичный песенный жанр. Многие произведения Беранже написаны в жанре куплетов. Куплеты состояли обыкновенно из нескольких строф и «рефрена» (припева), повторяемого после каждой строфы. Одним из  лучших образцов этого жанра является «Старый капрал». Особенности содержания и формы песен Беранже полностью сохранились в русских  переводах В. Курочкина.  Это замечателенте произведение А. Даргомыжского привлекало внимание многих певцов (басов), и едва ли найдется концертирующий бас, который не включил бы в свой репертуар эту песню. Известна интерпретация песни Ф. Шаляпиным.

Необычайно драматически сильное исполнение песни другим выдающимся певцом – Артуром Эйзеном. Следует отметить, что каждая вокальная миниатюра у артиста - это яркая жанровая сценка, будь то «Козел» Мусоргского или «Червяк» Даргомыжского. А вот смех - в «Блохе» Мусоргского и в серенаде Мефистофеля Гуно: грубоватый, народный юмор и утонченная «сатанинская» ирония.

Исполнение «Старого  капрала» - выдающееся художественное достижение А. Эйзена.

© Александр МАЙКАПАР