Фальк Р.Р. Красная мебель. 1920

Р.Р. Фальк был одним из постоянных членов общества «Бубновый валет». Суть живописи, по мнению Фалька, заключается в «пластическом событии», а не в рассказе о конкретном явлении жизни. Одно из главных требований художника к самому себе – культура ремесла, которую он понимал как выражение эмоциональной и цветовой сути живописи. Кроме того, в его произведениях важен психологический подтекст.

Даже в таком жанре, как интерьер, художник выражает сложные душевные переживания. Период, когда была написана картина «Красная мебель», Фальк считал одним из лучших в своем творчестве. Писал он ее, находясь в тяжелом психологическом состоянии, вызванном личной драмой. Его внутренняя тревога усиливалась раздумьями о тяжелом и противоречивом времени, о разрухе и не совсем еще понятных социальных переменах после революции и гражданской войны. Это нашло отражение в беспокойном красном цвете, динамике мазка, множестве ассоциаций, возникающих в процессе восприятия полотна «Красная мебель».нате, где стоит стол?

Уголок гостиной с диваном, стульями и столиком. Казалось бы, какое содержание можно вложить в такой мотив, кроме аромата домашнего уюта? Однако с первого взгляда картина тревожит. Мебель, словно принявшая очертания тела человека, пятно белой скатерти, взятое в окружение массой красного цвета, одинокая бутылка на столике, рядом с которой нет бокала… Но главное – глубокий красный цвет, различный лишь по силе тона, организованный нервными мазками, движение которых разнонаправлено, что создает ощущение беспрестанного, тихого шевеления. Кажется, что в этой комнате только что произошла трагедия.

Ассоциативность «Красной мебели» столь велика, что рождались самые различные интерпретации произведения: от прочтения его как «Тайной вечери» до желания увидеть в нем символ революционных событий. Эмоциональный строй картины воспринимали и как глубоко трагический и, напротив, как мажорный и жизнеутверждающий.

Это произведение самым наглядным образом показывает, что такое пластическое событие и чего может добиться художник, выражая эмоциональную и цветовую суть живописи.