Методические рекомендации по использованию
информационного источника сложной структуры
«Графика-плюс» №ELSP/A2/Gr/001-004-03/55/07

Приложение 3. Примерное тематическое планирование

Тема 1. Знакомство с компьютерной графикой (2 часа)

Основные понятия, которые должен усвоить ученик
  • Принцип восприятия цвета человеческим глазом
  • Цветовые модели
  • Способы хранения графической
  • Способы представления графической информации
  • Принцип работы устройств для отображения графики
  • Основные графические форматы для растровых изображений
  • Основные графические форматы для векторных изображений
  • Основные графические форматы для подвижных изображений (видео)
ЦОР по теме 1
  • Материалы, которые могут быть модифицированы учителем с помощью Конструктора сайтов: /material/color
  • Материалы для самоподготовки: /Uchenik/color/
  • Примеры сборки урока: /Uchitel/color/
  • Тесты для самоконтроля Test
Содержание темы 1

Код темы

Тема

Вопросы компьютерного практикума

1.1

Восприятие цвета человеком.

Восприятие видимого спектра света глазом человека.

1.2

Цифровое представление изображений

Кодирование цвета

1.3

Цветовые модели

RGB

CMYK

HSB

Lab

1.4

Компьютерное представление цвета

Палитры

Индексированные цвета

Полутоновые изображения

1.5

Представление изображений

Векторная графика

Растровая графика

Векторные устройства

Растровые Устройства

1.6

Представление изображений

Характеристики векторных изображений

Векторные форматы

1.7

Представление изображений

Характеристики растровых изображений

Растровые форматы

Практическая работа №1. Электронный конспект по теме «ЦИФРОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ»

Программное обеспечение: Библиотека ИИСС «Графика плюс»

Контроль знаний и умений: Набор Тестов №1. ЦИФРОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ

 

Пример урока «Представление цвета. Цветовые модели»

Тема урока: Представление цвета. Цветовые модели

Цели урока:

ввести понятия цветовых моделей RGB, CMYK, HSB и Lab, «палитра», «индексированный цвет», «полутоновое изображение»;

продолжить работу по формированию общеучебных навыков – поиска информации, заданной в явном и неявном виде, анализа и структурирования информации, организации коллективной деятельности, публичного выступления.

Программное обеспечение: материалы ИИСС «Графика – плюс», текстовый процессор.

Аппаратное обеспечение: компьютерный класс, сетевой диск для хранения работ учащихся, мультимедийный проектор

План урока:

Название этапа урока

Время, мин

Методические приемы

1

Организация класса, целеполагание

5

Обсуждение, подготовка к восприятию

2

Ознакомление со способами работы с ИИСС

10

Объяснение

3

Изучение нового материала (раздел ИИСС Представление изображений)

15

Составление электронного конспекта по теме «Восприятие цвета. Цветовые модели»

4

Закрепление изученного материала

10

Защита конспекта несколькими учащимися с демонстрацией через проектор

5

Подведение итогов урока, домашнее задание

5

Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок

 

Ход урока:

1. Организация класса, целеполагание

Формулировка целей урока, знакомство с планом работы

2. Ознакомление со способами работы с ИИСС

Демонстрация с помощью видеопроектора ИИСС, знакомство учащихся со средой, ее интерфейсом, структурой, содержанием (основными главами), объяснение методики работы с ИИСС:

Как правильно подготовить доклад по теме (интерпретировать и обобщить информацию, дать определение, рассмотреть основные свойства и признаки, дать сравнительную характеристику, привести примеры и т.д.);

Какие элементы выступления лучше проиллюстрировать с помощью проектора, а какие сообщить устно;

Как правильно сформулировать вопрос;

Как составлять краткие конспекты и сохранять их в индивидуальном портфеле

3. Изучение нового материала

Составление краткого электронного конспекта (см. Приложение) по следующим изучаемым понятиям:

Восприятие цвета человеком

Модели RGB, CMYK, HSB, Lab

Индексированный цвет

Палитра

Полутоновые изображения

4. Закрепление изученного материала

Выступление нескольких учащихся с демонстрацией результатов своей работы через проектор и обсуждением содержания и оформления конспекта.

5.Анализ работы школьников на уроке, формулировка впечатлений от деятельности на уроке, выставление оценок

Приложение 1. Примерный конспект

Для восприятия любого цвета, наш мозг смешивает три цвета (красный, зеленый, синий), учитывая еще интенсивность.

RGB – самая естественная система кодировки цвета, построена на 3 основных цветах. Каждый из цветов R-Красный, G-Зеленый и B-Синий имеют один из 256 уровней интенсивности. Например, красный + зеленый, дает желтый, а красный + синий, даст фиолетовый.

 

 

CMYK в отличие от RGB является субтрактивной системой, то есть на бумаге, максимальная яркость дает черный цвет, а отсутствие- белый, в этом их принципиальное различие. Раскладывается она тоже по-другому, на С(Cyan- голубой), M(Magenta - пурпурный), Y(Yellow - желтый) и B(blacK – черный). Например, голубой + пурпурный дают глубокий синий цвет, пурпурный + желтый, дают ярко-красный, желтый + голубой – зеленый. Голубой, пурпурный и желтый образуют грязно-коричневый цвет. Черный делает любой цвет более темным, отсутствие красителя дает белый.

HSB – это система, в которой цвет разлагается на три составляющие:

1) HUE (Цветовой тон) - частота световой волны, отражающейся от объекта, который вы видите.

2) SATURATION (Насыщенность) является чистотой цвета. Это соотношение основного тона и равного ему по яркости бесцветно серого.

3) BRIGHTNESS (Яркость) это общая яркость цвета.

При работе в графических программах с ее помощью очень удобно подбирать цвет, так как представление в этой модели цвета согласуется с его восприятием человеком.

Цветовой режим Lab заключается в том, что он дает доступ как к цветам RGB, так и к цветовой палитре CMYK.

Хранить изображение в памяти компьютера можно 2-мя способами: в векторном и растровом форматах. Т.е. это два возможных способа математического описания:

  1. векторный - с помощью математических формул,
  2. растровый - массив цифр.

Палитра - набор цветов, который используется для воспроизведения изображения. Типы палитр различаются по количеству цветов, которые они в себя включают:

1)Черно-белая палитра (bitmap) - включает в себя только два цвета черный и белый

2)Серая палитра (grayscale) - каждый элемент может иметь один из 256 оттенков серого

3)8-битная палитра - из всей гаммы цветов, воспринимаемых человеческим выбираются только 256

4) 16-битная палитра - здесь уже используется 65000 цветовых оттенков

5) 24-битная палитра (truecolor) - 16 000 000 оттенков

 

Индексированное изображение может нести в себе не более 256 цветов (28=256).

В полутоновых изображениях, или grayscale (оттенки серого) единичный элемент такого изображения может иметь один из 256 оттенков серого цвета.


 

Тема 2. Растровая графика (10 часов)

Основные понятия, которые должен усвоить ученик
  • Понятие растрового изображения

  • Программное обеспечение для обработки растровых

  • Форматы растровых изображений

  • Инструменты рисования

  • Инструменты ретуширования

  • Приемы редактирования изображений

  • Представление по слоям

  • Графические фильтры

  • Элементы для Веб: роловер, чувствительная карта, реанимированный GIF

  • Ввод изображений со сканера и фотоаппарата

ЦОР по теме 2
  • Материалы, которые могут быть модифицированы учителем с помощью Конструктора сайтов: /material/PhotoShop

  • Материалы для самоподготовки: /Uchenik/PhotoShop/

  • Примеры сборки урока: /Uchitel/PhotoShop/

  • Тесты для самоконтроля Test

Содержание темы 2

Код темы

Тема

Вопросы компьютерного практикума

2.1

Работа с графическими файлами

Создаем новое изображение.

Открываем и сохраняем графический файл

Основы работы с изображениями

2.2

Простейшие преобразования изображений

Масштабируем изображение.

Изменим размер поля.

Кадрирование.

Изменяем формат изображения.

2.3

Инструменты рисования

Инструменты рисования

2.4

Графические фильтры

Фильтры

2.5

Приемы редактирования изображений (1)

Выделенные области

Инструменты выделения

2.6

Приемы редактирования изображений (2)

Копирование, удаление, клонирование

Градиент и Заливка

2.7

Приемы редактирования изображений (3)

Слои

2.8

Приемы редактирования изображений (4)

Работа с текстами, фигурами и стилями

Маски

2.9

Приемы редактирования изображений (4)

Коррекция изображения. Переназначение цвета.

2.10

Создание элементов для веб (1)

Создание роловеров

2.11

Создание элементов для веб (2)

Создание чувствительных карт

2.12

Создание элементов для веб (3)

Создание анимированных GIF

2.13

Создание элементов для веб (4)

Создание фона веб страниц

2.14

Работа с различными графическими устройствами

Ввод со сканнера.

Ввод с цифрового фотоаппарата.

Работа с планшетом.

Практическая работа № 1. Творческая проектная работа по созданию фото Коллажа. (Ретуширование изображений Удаление дефектов на фото Коллаж: наложение 3-х фото)

 

Программное обеспечение: Библиотека ИИСС «Графика плюс», GIMP (или Photoshop/ImageReady)

Контроль знаний и умений: защита проекта «Фото Коллаж»

 

 

 

Пример урока 1 «Векторная и растровая графика. Графические форматы»

Тема урока: Векторная и растровая графика. Графические форматы

Цели урока:

ввести понятие векторного и растрового способов хранения цифровых изображений, провести их сравнение;

познакомить учащихся с основными векторными и растровыми форматами графических файлов, основными особенностями и областями применения;

продолжить работу по формированию общеучебных навыков – поиска информации, заданной в явном и неявном виде, анализа и структурирования информации, организации коллективной деятельности, публичного выступления.

Программное обеспечение: материалы ИИСС «Графика – плюс», текстовый процессор, XnView.

Аппаратное обеспечение: компьютерный класс, сетевой диск для хранения работ учащихся, мультимедийный проектор

План урока:

 

Название этапа урока

Время, мин

Методические приемы

1

Организация класса, целеполагание

2

Обсуждение, подготовка к восприятию

2

Актуализация знаний

13

Выступление учащихся с защитой электронного конспекта, обсуждение

3.1

Изучение нового материала (раздел ИИСС Представление изображений)

10

Объяснение учителя с использованием Органайзера уроков

3.2

Изучение нового материала (раздел ИИСС Графические форматы)

15

Составление электронного конспекта по форматам графических файлов

4

Подведение итогов урока, домашнее задание

5

Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок

 

Ход урока:

  1. Организация класса, целеполагание

Формулировка целей урока, знакомство с планом работы

  1. Актуализация знаний

Выступление 2-4 учащихся с демонстрацией своего электронного конспекта по теме «Представление цвета. Цветовые модели». Обсуждение выбора основных понятий, формулировки определений, оформления работ.

  1. Изучение нового материала

Объяснение учителя с использованием материалов, подготовленных в Органайзере уроков.

Векторная графика для хранения информации об изображении использует математические формулы и функции.

Преимущества векторной графики: малый размер файлов, полная масштабируемость, высокое качество вывода на печать.

Недостатки: условный характер изображения, невозможность передать тонкие детали изображения

Область применения векторных изображений: создание шрифтов, логотипов, верстка полиграфической продукции, программы трехмерного моделирования

Основные программы - редакторы векторных изображений: CorelDraw, , Macromedia FreeHand.

Растровая графика хранит в памяти информацию о координатах и цвете каждой точки изображения.

Свойства растрового изображения: разрешение (количество пикселей) и палитра (количество возможных цветов для пикселя)

Преимущества: реалистичность изображений, возможность качественно передавать тонкие детали

Недостатки: больший по сравнению с векторной графикой размер файлов, проблемы с масштабируемостью (пикселизация).

Область применения: оцифровка фотографий, создание реалистичных изображений

Основные программы – редакторы растровых изображений: Microsoft Paint, Adobe Photoshop.

Работа школьников в парах над материалом раздела ИИСС «Графические форматы», составление электронного конспекта

  1. Анализ работы школьников на уроке, формулировка впечатлений от деятельности на уроке, выставление оценок

Домашнее задание: с помощью программы XnView провести сохранение одного и того же растрового графического файла в различных форматах, сравнить результат

 

Пример урока 2 «Adobe Photoshop. Файловые операции. Основы работы с изображением»

Тема урока: Adobe Photoshop. Файловые операции. Основы работы с изображением

Цели урока: познакомить школьников с наиболее широко распространенным редактором растровой графики, сформировать умение выполнять основные файловые операции и операции по обработке изображений; проконтролировать понимание школьниками основных понятий компьютерной графики;

продолжить работу по развитию у школьников общеобразовательных умений, анализа информации, выделения главного

Программное обеспечение: материалы ИИСС «Графика – плюс», текстовый процессор, Adobe Photoshop.

Аппаратное обеспечение: компьютерный класс, сетевой диск для хранения работ учащихся, мультимедийный проектор

План урока:

 

Название этапа урока

Время, мин

Методические приемы

1

Организация класса, целеполагание

5

Обсуждение, подготовка к восприятию

2

Актуализация знаний

10

Выполнение теста «Основные понятия компьютерной графики»

3

Изучение нового материала (разделы ИИСС «Работа с графическими файлами. Основы работы с изображениями»)

25

Изучение

4

Подведение итогов урока, домашнее задание

5

Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок

 

Ход урока:

1. Организация класса, целеполагание

Формулировка целей урока, знакомство с планом работы

2. Актуализация знаний

Выполнение теста «Основные понятия компьютерной графики», учет количества полученных баллов

3. Изучение нового материала

Вводная беседа – виды изображений, программы для их обработки, форматы файлов, особенности формата PSD, переход к изучению программы Adobe Photoshop.

Демонстрация через проектор интерфейса программы

Самостоятельная работа с материалами ИИСС: изучение материала ИИСС по темам «Работа с графическими файлами», «Основы работы с изображениями», просмотр flash-роликов, выполнение действий в Adobe Photoshop, составление конспекта изученного в тетради

Примерное содержание конспекта:

Adobe Photoshop – наиболее известный и мощный растровый графический редактор.

Работа с файлами:

Создание нового файла <Файл> - <Новый> (Основные параметры – имя файла, тип, размер, разрешение, цветовой режим)

Открытие файла <Файл> - <Открыть>

Сохранение файла <Файл> - <Сохранить> (сохранение изменений в существующий файл)

<Файл> - <Сохранить как> (сохранение файла под другим именем, в другой папке, с использованием другого типа файлов)

Основные действия с изображением:

Изменение размера изображения <Изображение> - <Размер изображения>

Изменение размера холста <Изображение > - <Размер холста>

Создание дубликата <Изображение > - <Дублировать>

4. Анализ работы школьников на уроке, формулировка впечатлений от деятельности на уроке, выставление оценок

 

Пример урока 3 «Основы работы с изображениями»

Тема урока: Основы работы с изображениями

Цели урока: познакомить школьников с основными инструментами Photoshop, сформировать умение выполнять операции с основными инструментами;

продолжить работу по развитию у школьников общеобразовательных умений, анализа информации, выделения главного, навыков публичного выступления

Программное обеспечение: материалы ИИСС «Графика – плюс», текстовый процессор, Adobe Photoshop.

Аппаратное обеспечение: компьютерный класс, сетевой диск для хранения работ учащихся, мультимедийный проектор

План урока:

 

Название этапа урока

Время, мин

Методические приемы

1

Организация класса, целеполагание

5

Обсуждение, подготовка к восприятию

2

Актуализация знаний

10

Защита 3-4 презентаций по форматам растровых файлов

3

Изучение нового материала (разделы ИИСС «Инструменты Photoshop», «Параметры инструментов рисования», «Выделенные области», «Градиент»)

25

Изучение материалов электронного учебника, просмотр роликов, составление краткого конспекта в тетрадях

4

Подведение итогов урока, домашнее задание

5

Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок

 

Ход урока:

1. Организация класса, целеполагание

Формулировка целей урока, знакомство с планом работы

2. Актуализация знаний

Защита домашнего задания. Демонстрация через проектор результатов групповой работы над презентацией по форматам растровых файлов, обсуждение.

3. Изучение нового материала

Вводная беседа – продолжение изучения возможностей программы, определение объема самостоятельной работы и глав для изучения (демонстрация через проектор).

Самостоятельная работа с материалами ИИСС: изучение материала ИИСС по темам «Инструменты Photoshop», «Параметры инструментов рисования», «Выделенные области», «Градиент», просмотр flash-роликов, выполнение действий в Adobe Photoshop, составление конспекта изученного в тетради

4. Анализ работы школьников на уроке, формулировка впечатлений от деятельности на уроке

Домашнее задание: продумать сценарий коллажа, заготовить изображения для его создания

 

Пример урока 4 «Основы работы с ImageReady»

Тема урока: Основы работы с ImageReady

Цели урока: актуализировать и закрепить знания и умения учащихся по использованию программы Photoshop для обработки графических изображений; сформировать представление о расширенных возможностях обработки изображений, научить создавать простейшие анимации;

продолжить работу по развитию общеучебных навыков – самостоятельной работы с информационными источниками, выделения главного, составления конспектов

Программное обеспечение: материалы ИИСС «Графика – плюс», текстовый процессор, Adobe Photoshop, Adobe ImageReady.

Аппаратное обеспечение: компьютерный класс, сетевой диск для хранения работ учащихся, мультимедийный проектор

План урока:

 

Название этапа урока

Время, мин

Методические приемы

1

Организация класса, целеполагание

5

Обсуждение, подготовка к восприятию

2

Актуализация знаний

5

Беседа

3

Изучение нового материала (разделы ИИСС «Градиент», «Слои», Маски», «Основы работы с ImageReady. Анимированный GIF»)

35

Самостоятельная работа с текстом электронного учебника, выполнение действий в программе, составление электронного конспекта

4

Подведение итогов урока, домашнее задание

5

Анализ работы учащихся на уроке, формулировка домашнего задания

 

Ход урока:

1. Организация класса, целеполагание

Формулировка целей урока, знакомство с планом работы

2. Актуализация знаний

Фронтальная беседа по основным операциям с изображениями в программе Photoshop.

3. Изучение нового материала

Самостоятельная работа с материалами ИИСС: изучение материала ИИСС по темам «Градиент», «Слои», Маски», «Основы работы с ImageReady. Анимированный GIF», просмотр flash-роликов, выполнение действий в Adobe Photoshop и ImageReady, составление электронного конспекта изученного.

4. Анализ работы школьников на уроке, формулировка впечатлений от деятельности на уроке

Домашнее задание: подготовка сюжета и материалов для коллажа

 

Пример урока 5 «Работа с графическими устройствами»

Тема урока: Работа с графическими устройствами

Цели урока: закрепление умений по обработке изображений; формирование умений использовать оцифровку изображений с помощью сканера и цифровой камеры; контроль сформированности знаний и умений по теме

продолжение работы по формированию общеучебных навыков

Программное обеспечение: материалы ИИСС «Графика – плюс», текстовый процессор, Adobe Photoshop, Radmin.

Аппаратное обеспечение: компьютерный класс, сетевой диск для хранения работ учащихся, мультимедийный проектор, сканер, цифровой фотоаппарат

План урока:

 

Название этапа урока

Время, мин

Методические приемы

1

Организация класса, целеполагание

5

Обсуждение, подготовка к восприятию

2

Актуализация знаний

10

Обсуждение содержательной и технической сторон создания коллажей

3

Изучение нового материала

25

Самостоятельная работа по оцифровке графических изображений и созданию фотоколлажа

4

Подведение итогов урока

5

Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок

 

Ход урока:

1. Организация класса, целеполагание

Формулировка целей урока, знакомство с планом работы

2. Актуализация знаний

Обсуждение содержательной и технической сторон создания коллажей

3. Изучение нового материала

Демонстрация с помощью проектора и программы Radmin работы по оцифровке изображений с помощью сканера (сканер и проектор подключены к различным компьютерам) и цифрового фотоаппарата.

Самостоятельная работа по оцифровке изображений, сохранению файлов в личные папки, созданию из них фотоколлажей (с использованием материалов электронного учебника как справочных материалов по выполнению действий)

4. Анализ работы школьников на уроке, формулировка впечатлений от деятельности на уроке

Анализ работы учащихся, формулировка впечатлений от урока

Домашнее задание: подготовка к тесту по графическим редакторам.

 

Тема 3. Основы цифрового видео (8 часов)

Основные понятия, которые должен усвоить ученик
  • Понятие подвижного изображения

  • Программное обеспечение для обработки цифрового видео

  • Форматы цифрового видео

  • Сжатие видеофайлов: зачем, способы, принцип

  • Инструменты редактирования

  • Приемы редактирования

  • Ввод изображений со сканера и фотоаппарата

ЦОР по теме 3
  • l Материалы, которые могут быть модифицированы учителем с помощью Конструктора сайтов: /material/PhotoShop

  • l Материалы для самоподготовки: /Uchenik/PhotoShop/

  • l Примеры сборки урока: /Uchitel/PhotoShop/

  • l Тесты для самоконтроля Test

Содержание темы 3

Код темы

Тема

Вопросы компьютерного практикума

3.1

Первое знакомство с цифровым видео. Подвижные изображения.

 

Самостоятельное изучение материала и создание под руководством учителя электронного конспекта темы «Цифровое видео»

Практическая работа №1. Электронный конспект «Цифровое видео»

3.2

Эффект движения, кадровая анимация

«Выполнение простейших кадровых анимационных работ из картинок в ИИСС»

3.3

Эффект движения. Анимация спрайтами

«Выполнение простейших анимационных работ с помощью спратов»

3.4

Структура видео объекта. Компрессия. Форматы сжатия

Реферативная работа «Компрессия и форматы данных».

3.5

Плееры, кодеки и еще раз о сжатии

«Подбор плеера и кодека»

 

3.6

Редактирование видео

Открытие: и пересохранение файла в VirtualDub

3.7

Редактирование видео: режимы обработки видео и аудио, обрезка ненужных кадров, перенос кадров внутри фильма, вставка внешнего видео фрагмента, вставка слайдов.

«Простейший видеомонтаж»

3.8

Редактирование видео: разборка видеофайла. Вставка аудиофайла.

«Экспорт аудио, очистка от шума, вставка в видео, наложение фоновой музыки»

3.9

Редактирование видео: использование фильтров

«Использование фильтров»

3.10

Видео захват

«Видео захват с камеры»

Практическая работа №2. Проектная работа по созданию видеоролика.

 

Программное обеспечение: Библиотека ИИСС «Графика плюс», VirtualDab, ImageReady

Контроль знаний и умений: Набор Тестов №1. Цифровое видео. Защита проекта «Создание видеоролика»

 

 

 

Пример урока 1 «Знакомство с цифровым видео. Анимация»

Тема урока: Знакомство с цифровым видео. Анимация.

Цели урока: формирование представления о способах создания подвижного изображения (анимация покадровая и спрайтами), структуре цифрового видео

продолжение работы по формированию общеучебных навыков – анализа информации, выделения существенного, навыков публичного выступления

Программное обеспечение: материалы ИИСС «Графика – плюс», текстовый процессор, Adobe Image Ready.

Аппаратное обеспечение: компьютерный класс, сетевой диск для хранения работ учащихся, мультимедийный проектор,

План урока:

 

Название этапа урока

Время, мин

Методические приемы

1

Организация класса, целеполагание

5

Обсуждение, подготовка к восприятию

2

Актуализация знаний

10

Защита фотоколлажей с демонстрацией через проектор

3

Изучение нового материала

25

Самостоятельная работа по изучению раздела ИИСС «Видео – Введение, 1 занятие» и составление электронных конспектов

 

4

Подведение итогов урока

5

Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок

 

Ход урока:

1. Организация класса, целеполагание

Формулировка целей урока, знакомство с планом работы

2. Актуализация знаний

Защита фотоколлажей с демонстрацией через проектор

3. Изучение нового материала

Самостоятельная работа по изучению раздела ИИСС «Видео – Введение, 1 занятие» и составление электронных конспектов

Основные понятия:

  • цифровое видео

  • покадровая анимация

  • анимация спрайтами

  • состав видеообъекта

4. Анализ работы школьников на уроке, формулировка впечатлений от деятельности на уроке

Анализ работы учащихся, формулировка впечатлений от урока

Домашнее задание: доделать конспект

 

Пример урока 2 «Компрессия. Форматы сжатия»

Тема урока: Компрессия. Форматы сжатия

Цели урока: формирование представления о способах сжатия видео (intraframe, interframe), их особенностях и сферах применения; программах-кодеках

продолжение работы по формированию общеучебных навыков – анализа информации, выделения существенного, навыков публичного выступления

Программное обеспечение: материалы ИИСС «Графика – плюс», текстовый процессор, Windows Media Player, Media Player Classic.

Аппаратное обеспечение: компьютерный класс, сетевой диск для хранения работ учащихся, мультимедийный проектор,

План урока:

 

Название этапа урока

Время, мин

Методические приемы

1

Организация класса, целеполагание

5

Обсуждение, подготовка к восприятию

2

Актуализация знаний

5

Фронтальная беседа по основам цифрового видео

3

Изучение нового материала

30

Самостоятельная работа по изучению раздела ИИСС «Видео – 2 занятие», составление электронных конспектов

Просмотр видеофрагментов ИИСС с использованием различных плееров

4

Подведение итогов урока

5

Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок

 

Ход урока:

1. Организация класса, целеполагание

Формулировка целей урока, знакомство с планом работы

2. Актуализация знаний

Фронтальная беседа по основам цифрового видео

3. Изучение нового материала

Самостоятельная работа по изучению раздела ИИСС «Видео – 2 занятие» и составление электронных конспектов

Основные понятия:

  • компрессия

  • методы компрессии

  • поток

  • кодек

4. Анализ работы школьников на уроке, формулировка впечатлений от деятельности на уроке

Анализ работы учащихся, формулировка впечатлений от урока

Домашнее задание: доделать конспект, подготовиться к защите

 

Пример урока 3 «Редактирование видео. Virtual Dub»

Тема урока: Редактирование видео. Virtual Dub.

Цели урока: формирование представления об основных приемах редактирования видео, основных операциях в редакторе Virtual Dub;

продолжение работы по формированию общеучебных навыков – анализа информации, выделения существенного, составления конспектов

Программное обеспечение: материалы ИИСС «Графика – плюс», Windows Media Player, Virtual Dub

Аппаратное обеспечение: компьютерный класс, сетевой диск для хранения работ учащихся, мультимедийный проектор,

План урока:

 

Название этапа урока

Время, мин

Методические приемы

1

Организация класса, целеполагание

5

Обсуждение, подготовка к восприятию

2

Актуализация знаний

10

Защита нескольких конспектов с демонстрацией через проектор

3

Изучение нового материала

25

Самостоятельная работа по изучению раздела ИИСС «Видео – 4-8 занятие», составление опорных конспектов по командам Virtual Dub с параллельным выполнением действий в программе

4

Подведение итогов урока

5

Анализ работы учащихся на уроке, рефлексия, выставление оценок

 

Ход урока:

1. Организация класса, целеполагание

Формулировка целей урока, знакомство с планом работы

2. Актуализация знаний

Защита нескольких конспектов с демонстрацией через проектор

3. Изучение нового материала

Самостоятельная работа по изучению раздела ИИСС «Видео – 4-8 занятие» и составление конспектов в тетради, содержащих основные команды и операции редактора Virtual Dub.

Параллельное с проработкой учебника выполнение операций в редакторе

4. Анализ работы школьников на уроке, формулировка впечатлений от деятельности на уроке

Анализ работы учащихся, формулировка впечатлений от урока, выставление оценок

Домашнее задание: обдумать сценарий редактирования собственного ролика

 

Пример урока 4 «Видеозахват»

Тема урока: Видеозахват

Цели урока: актуализация и закрепление умений работы по редактированию видео в программе Virtual Dub;

формирование представления о видеозахвате в Virtual Dub;

продолжение работы по формированию общеучебных навыков – анализа информации, выделения существенного, самостоятельного выполнения заданий в условиях отсутствия четкого алгоритмизованного задания

Программное обеспечение: материалы ИИСС «Графика – плюс», Windows Media Player, Virtual Dub

Аппаратное обеспечение: компьютерный класс, сетевой диск для хранения работ учащихся.

План урока:

 

Название этапа урока

Время, мин

Методические приемы

1

Организация класса, целеполагание

5

Обсуждение, подготовка к восприятию

2

Актуализация знаний

5

Фронтальная беседа по приемам редактирования видео, обсуждение хода выполнения самостоятельной работы

3

Изучение нового материала

30

Изучение раздела ИИСС «Видео – 9 занятие» (объяснение учителя с демонстрацией через проектор примера видеозахвата)

Самостоятельная работа по редактированию видеоролика и его сохранению в личной папке

4

Подведение итогов урока

5

Анализ работы учащихся на уроке, рефлексия

 

Ход урока:

1. Организация класса, целеполагание

Формулировка целей урока, знакомство с планом работы

2. Актуализация знаний

Фронтальная беседа по приемам редактирования видео, обсуждение хода выполнения самостоятельной работы

3. Изучение нового материала

Изучение раздела ИИСС «Видео – 9 занятие» (объяснение учителя с демонстрацией через проектор примера видеозахвата)

Самостоятельная работа по редактированию видеоролика и его сохранению в личной папке

4. Анализ работы школьников на уроке, формулировка впечатлений от деятельности на уроке


 

Тема 4. Цифровой звук (8 часов)

Основные понятия, которые должен усвоить ученик
  • l Математическое представление звуковой волны

  • l Характеристики звука

  • l Оцифровка звука

  • l Параметры цифрового представления звука

  • l Программное обеспечение для обработки цифрового звука

  • l Сжатие звуковых файлов

  • l Форматы цифрового звука

  • l Инструменты редактирования

  • l Приемы редактирования

  • l Обработка по каналам

  • l Ввод и редактирование

  • l Фильтры

ЦОР по теме 4
  • l Материалы, которые могут быть модифицированы учителем с помощью Конструктора сайтов: /material/sound

  • l Материалы для самоподготовки: /Uchenik/sound/

  • l Примеры сборки урока: /Uchitel/sound/

  • l Тесты для самоконтроля Test

Содержание темы 4

Код темы

Тема

Вопросы компьютерного практикума

4.1

Звук и его характеристики

Что такое звук?

Характеристики звука

Как записывается звук?

Как воспроизводится звук?

Практическая работа №1. Электронный конспект «Цифровой звук»

 

4.2

Цифровой звук

Оцифровка звука

Стандартные форматы звуковых файлов

4.3

Моделирование звука

MIDI

4.4

Редактирование звука

Что такое редактирование звука?

4.5

Знакомство со звуковыми редакторами на примере Audacity

Запуск программы

Элементы управления:

Главное меню

Ползунки и селекторы

Панель редактирования

Дорожки

4.6

Запись и редактирование звука

Запись с микрофона

Удаление шума

Микширование и разделение звука

Разделение дорожек стереозаписи

Наложение голоса на фоновую музыку

Паралельная запись на разные дорожки

4.7

Использование фильтров

Нормализация

FFT-фильтр

Wah-Wah

Инвертирование

Плавное затухание

Плавное нарастание

Повтор

Разворот

Смена высоты тона

Смена скорости

Смена темпа

Удаление шума

Усиление базовых частот

Усиление сигнала

Фазер

Эквалайзер

Задержка (Delay)

Gverb

Фильтр высоких частот

Фильтр низких частот

Практическая работа №2. Проектная деятельность по созданию звукоряда из нескольких мелодий и речи.

 

Программное обеспечение: Библиотека ИИСС «Графика плюс», Audacity

Контроль знаний и умений: Набор Тестов №1. Цифровой звук, защита проекта «Создание звукоряда»

 

 

 

Пример урока 1 «Цифровой звук»

Тема урока: Цифровой звук

Цели урока: формирование представления о цифровом звуке, его характеристиках, форматах аудиофайлов

продолжение работы по формированию общеучебных навыков – анализа информации, выделения существенного, конспектирования

Программное обеспечение: материалы ИИСС «Графика – плюс», редактор презентаций.

Аппаратное обеспечение: компьютерный класс, сетевой диск для хранения работ учащихся

План урока:

 

Название этапа урока

Время, мин

Методические приемы

1

Организация класса, целеполагание

5

Обсуждение, подготовка к восприятию

2

Актуализация знаний

10

Выполнение теста «Цифровое видео»

3

Изучение нового материала

25

Самостоятельная работа по изучению раздела ИИСС «Цифровой звук», подготовка презентации по теме

4

Подведение итогов урока

5

Анализ работы учащихся на уроке

 

Ход урока:

1. Организация класса, целеполагание

Формулировка целей урока, знакомство с планом работы

2. Актуализация знаний

Выполнение теста «Цифровое видео»

3. Изучение нового материала

Самостоятельная работа по изучению раздела ИИСС «Цифровой звук», подготовка презентации по теме

Основные понятия:

  • Звук

  • Громкость и высота звука

  • Частота дискретизации и разрешающая способность

  • Форматы wave, mp3, midi

4. Анализ работы школьников на уроке, формулировка впечатлений от деятельности на уроке

Анализ работы учащихся, формулировка впечатлений от урока

Домашнее задание: подготовиться к защите презентации

 

Пример урока 2 «Редактирование звука. Audacity»

Тема урока: Редактирование звука. Audacity

Цели урока: освоение приемов работы в редакторе Audacity; знакомство с основными приемами редактирования звука;

продолжение работы по формированию общеучебных навыков – анализа информации, выделения существенного, навыков публичного выступления

Программное обеспечение: материалы ИИСС «Графика – плюс», редактор презентаций, Audacity.

Аппаратное обеспечение: компьютерный класс, сетевой диск для хранения работ учащихся, мультимедийный проектор,

План урока:

 

Название этапа урока

Время, мин

Методические приемы

1

Организация класса, целеполагание

5

Обсуждение, подготовка к восприятию

2

Актуализация знаний

5

Фронтальная беседа по основам цифрового звука, понятиям, включенным в презентации

3

Изучение нового материала

30

Самостоятельная работа по изучению раздела ИИСС «Цифровой звук», составление презентаций (завершение)

Изучение раздела ИИСС «Знакомство с Audacity», выполнение действий в программе

 

4

Подведение итогов урока

5

Анализ работы учащихся на уроке,

 

Ход урока:

1. Организация класса, целеполагание

Формулировка целей урока, знакомство с планом работы

2. Актуализация знаний

Фронтальная беседа по основам цифрового звука. Обсуждение отбора понятий для составления презентации

3. Изучение нового материала

Самостоятельная работа по изучению раздела ИИСС «Цифровой звук», составление презентаций (завершение)

Изучение раздела ИИСС «Знакомство с Audacity», выполнение действий в программе

4. Анализ работы школьников на уроке, формулировка впечатлений от деятельности на уроке

Анализ работы учащихся, формулировка впечатлений от урока

Домашнее задание: защита презентаций

 

Пример урока 3 «Запись и редактирование звука»

Тема урока: Запись и редактирование звука

Цели урока: освоение приемов работы по обработке звука в редакторе Audacity; знакомство с оцифровкой звука;

продолжение работы по формированию общеучебных навыков – анализа информации, выделения существенного, навыков публичного выступления

Программное обеспечение: материалы ИИСС «Графика – плюс».

Аппаратное обеспечение: компьютерный класс, сетевой диск для хранения работ учащихся, мультимедийный проектор,

План урока:

 

Название этапа урока

Время, мин

Методические приемы

1

Организация класса, целеполагание

5

Обсуждение, подготовка к восприятию

2

Актуализация знаний

15

Защита презентаций, подготовленных на прошлых уроках с демонстрацией через проектор

3

Изучение нового материала

20

Самостоятельная работа с редактором Audacity (раздел ИИСС «Запись и редактирование звука»)

4

Подведение итогов урока

5

Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок

 

Ход урока:

1. Организация класса, целеполагание

Формулировка целей урока, знакомство с планом работы

2. Актуализация знаний

Выступление 2-3 учащихся с демонстрацией подготовленных ими презентаций по основам цифрового звука. Обсуждение презентаций

3. Изучение нового материала

Самостоятельная работа с редактором Audacity (раздел ИИСС «Запись и редактирование звука»)

Выполнение практической оцифровки звука с использованием микрофона.

Вставка паузы

Отработка основных навыков редактирования звука – дублирование, разделение, копирование и перенос фрагментов, микширование

4. Анализ работы школьников на уроке, формулировка впечатлений от деятельности на уроке

Анализ работы учащихся, формулировка впечатлений от урока

Домашнее задание: продумать сценарий зачетного звукоряда (музыкальный фрагмент, речь, обработка)

 

Пример урока 4 «Использование фильтров. Создание аудиофайла»

Тема урока: Использование фильтров. Создание аудиофайла

Цели урока: отработка приемов работы по обработке звука в редакторе Audacity; практическая работа с фильтрами; подготовка собственного звукоряда;

продолжение работы по формированию общеучебных навыков – умения спланировать свою деятельность, подобрать необходимые ресурсы и реализовать намеченный план, навыков публичного выступления

Программное обеспечение: материалы ИИСС «Графика – плюс».

Аппаратное обеспечение: компьютерный класс, сетевой диск для хранения работ учащихся, мультимедийный проектор,

План урока:

 

Название этапа урока

Время, мин

Методические приемы

1

Организация класса, целеполагание

5

Обсуждение, подготовка к восприятию

2

Актуализация знаний

5

Выполнение теста «Цифровой звук» из ИИСС

3

Изучение нового материала

10

Самостоятельная работа с редактором Audacity (раздел ИИСС «Использование фильтров»)

4

Закрепление изученного

20

Самостоятельная работа по созданию звукоряда

5

Подведение итогов урока

5

Анализ работы учащихся на уроке

 

Ход урока:

1. Организация класса, целеполагание

Формулировка целей урока, знакомство с планом работы

2. Актуализация знаний

Выполнение теста «Цифровой звук» с целью самоконтроля усвоения понятий темы

3. Изучение нового материала

Самостоятельная работа с редактором Audacity (раздел ИИСС «Использование фильтров»)

Применение фильтров к выбранным звуковым файлам, прослушивание результата

4. Закрепление изученного

Самостоятельная работа по созданию звукоряда (должен включать музыку, речь, эффекты)

5. Анализ работы школьников на уроке, формулировка впечатлений от деятельности на уроке

Анализ работы учащихся, формулировка впечатлений от урока

Домашнее задание: подготовиться к защите зачетной работы

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".