Методические рекомендации по использованию
информационного источника сложной структуры
«Графика-плюс» №ELSP/A2/Gr/001-004-03/55/07

Создание электронных курсов на основе ИИСС

Основная цель создания ИИСС: предоставить учителю удобный и простой в использовании инструмент для создания собственных электронных курсов по освоению учебного содержания в области информатики, определяемого Государственными стандартами общего среднего (полного) образования на базовом или профильном уровне. «Избыточный» принцип представления материала в ИИСС обеспечивает также возможность конструирования на его основе элективных курсов по углубленному изучению отдельных модулей.

Рассмотрим подробнее, что необходимо включить учителю в состав создаваемого электронного курса? В общем виде электронный курс, разрабатываемый на основе ИИСС, должен содержать следующие компоненты:

  • аннотацию к курсу, в которой даны краткие сведения о содержании курса и кому он адресован;
  • рабочую программу, которая формируется на основе Государственного образовательного стандарта соответствующей ступени образования. Рабочая программа электронного курса в общем случае должна включать следующие разделы: цели и задачи курса, содержание теоретического и практического разделов курса, наборы тестов для текущего и итогового контроля;
  • электронное учебное пособие, созданное (или отредактированное) в формате Конструктор школьных сайтов, представляет собой изложение учебного материала курса, отобранного в соответствии с рабочей программой и структурированного на модули, блоки, учебные единицы. Это электронное пособие можно конвертировать в HTML и разместить на школьном сайте или локальной сети, для самоподготовки учащихся;
  • планы уроков, созданные (или отредактированные) в формате Органайзер уроков, содержащие цифровые образовательные ресурсы (ЦОР): тексты, анимационные ролики, музыкальные фрагменты, отобранные в соответствии с рабочей программой и предназначенные для использования учителем на уроке;
  • тесты, реализующие функции педагогического контроля, для проверки хода и результатов теоретического и практического усвоения учебного материала.

Создание аннотации

Создавая аннотацию к курсу, учитель кратко описывает выбранный (из состава ИИСС) раздел, определяет целевую аудиторию. Разрабатываемый электронный курс может отражать соответствующие темы курса «Информатика и ИКТ» на базовом или профильном уровнях. ИИСС «Графика плюс» является основным источником информации по данному разделу, обеспечивающим «избыточный» принцип, что позволяет создавать на его основе элективные курсы, с углубленным изучением отдельных блоков.

ИИСС "Графика плюс" содержат 5 тем:

  1. «Представление цвета и изображений»- теоретический материал в форме текстов, анимационных роликов и тестов.
  2. «Основы формальной композиции» - теоретический вводный курс основ художественной композиции. Содержит тексты, графику, анимации.
  3. «Растровая графика» содержит тексты, графику, тесты, демонстрирующие принципы работы растровых редакторов на примере растрового редактора Adobe Photoshop и Image Ready. Этот редактор выбран по двум причинам:
    • Adobe Photoshop включен в поставку лицензионного ПО для школ РФ;
    • Adobe Photoshop является стандартом де-факто для полиграфии.
  4. «Видео» - курс содержит материалы, демонстрирующие принцип создания анимации и практическую работу с редактором VirtualDab. Сам редактор также присутствует на диске.
  5. «Звук» - курс содержит материалы, демонстрирующие принцип построения цифрового звука и практическую работу с редактором Audacity. Сам редактор также присутствует на диске.

Подробно состав ИИСС рассмотрен в Приложениях 1, 2.

Создание рабочей программы

Работая над созданием рабочей программы электронного курса необходимо определить цели и задачи курса. Например:

знать/понимать:

  • что такое цифровой звук;
  • что такое цифровое видео;
  • что такое 2 мерная графика, цветовые модели, графические форматы данных;
  • что такое 3-d модель;
  • логическую символику;
  • виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
  • общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей, в частности 3-d моделей;
  • интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
  • оперировать информационными объектами;
  • соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
  • проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах (см пример по астрономии и химии и др.);
  • представления информации в виде мультимедиа объектов
  • создания собственных цифровых архивов, медиатек;
  • подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
  • личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
  • соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

уметь

  • создавать и обрабатывать 2-мерные изображения;
  • создавать и обрабатывать 3-х мерные изображения;
  • оцифровывать и редактировать звук;
  • оцифровывать и редактировать видео;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, осуществлять обработку цифровых изображений;
  • создавать презентации;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и сложных мультимедийных объектов;
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • соответствующих правовых и этических норм.

В соответствии с поставленными целями учитель выбирает и планирует содержание теоретической и практической частей курса. При планировании курса учитывается отводимое количество часов, уровень начальной подготовки, психологические и возрастные особенности предполагаемой аудитории и другие факторы.

Примерная программа курса представлена в Приложении 3.

Создание (редактирование) электронного учебного пособия

Выбрав раздел (разделы) ИИСС, определив целевую аудиторию, цели и задачи электронного курса, сформировав рабочую программу, учитель приступает к созданию электронного учебного пособия в формате Конструктор школьных сайтов. Для этого он может использовать уже готовые материалы, представленные в формате Конструктора школьных сайтов, которые доступны для редактирования и модификации. Материалы, представленные в формате Конструктора школьных сайтов, это сборки, доступные для редактирования учителем. Учитель может открыть их с помощью Конструктора школьных сайтов, внести изменения в соответствии со своими методическими предпочтениями, транслировать в формат HTML и выложить на Школьный сайт, CD-диск или в школьную локальную сеть (для работы в школьной медиатеке).

Чтобы открыть эти материалы для редактирования, проделайте следующее:

  • Скопируйте соответствующую папку (материалы в формате Конструктора школьных сайтов) на ваш жесткий диск.
  • Снимите с папки атрибут «только чтение» - как с самой папки, так и со всех вложенных папок.
  • Установите Конструктор школьных сайтов с этого диска (если он у вас еще не установлен).
  • Запустите программу Конструктор школьных сайтов.
  • Откройте проект из Конструктора проект из скопированной папки (кнопка Конструктора Открыть).
  • Можете редактировать проект по своему усмотрению, как это описано в руководстве к Конструктору сайтов.

Создание планов уроков

Для создания планов уроков учителю предлагается инструмент – Органайзер уроков. Материалы, т.е. готовые сборки уроков, представленные в формате Органайзера уроков доступны для редактирования и модификации учителем. Работа с Органайзером подробно изложена в разделе «Инструкция по работе с Органайзером уроков».

Чтобы открыть эти материалы для редактирования, проделайте следующее:

  • Скопируйте соответствующую папку (материалы в формате Органайзером уроков) на ваш жесткий диск.
  • Снимите с папки атрибут «только чтение» - как с самой папки, так и со всех вложенных папок.
  • Установите Органайзера уроков с этого диска (если он у вас еще не установлен).
  • Запустите программу Органайзера уроков.
  • Откройте проект из Органайзера уроков из скопированной папки.
  • Можете редактировать проект по своему усмотрению, как это описано в руководстве.

Подборка тестов

Последним, завершающим этапом при разработке электронного курса является подборка тестов, которые могут использоваться при стартовом, текущем и итоговом контроле. Тесты, как одно из средств проверки и оценки результатов обучения школьников, получают в последние годы все большее применение в практике обучения. В ИИСС «Графика плюс» предлагаются наборы тестов, которые учитель может редактировать и модифицировать соответственно содержанию разработанного курса.

Следует, однако, учитывать, что в современной педагогике, в условиях изменения целей и ценностей образования, меняются представления о результатах обучения. Результаты обучения – это многокомпонентная система, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы.

Это особенно актуально для школьного курса «Информатика и ИКТ», в рамках которого изучаются информационные технологии, с периодом использования до 2-5 лет. Сегодня становится все более очевидно, нельзя отождествлять результаты обучения информатике только с системой базовых знаний ученика. Необходимо учитывать умения и опыт применения этих знаний; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников. К результатам обучения информатике следует также относить воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; сформированность установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией.

К сожалению, тесты направлены в основном на оценивание предметных знаний учеников, и не всегда охватывают другие учебные достижения школьников, поэтому мы предлагаем дополнить их – портфолио по информатике ученика. Портфолио ученика позволит более полно отразить учебные достижения школьников по информатике, углубить реализацию всех функций педагогического контроля (учетно-контрольной; контрольно-корректирующей; обучающей; воспитательной), перенести педагогическое ударение с оценки на самооценку.

Под термином «портфолио», будем понимать индивидуальную папку ученика, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения по информатике за определенный период времени. Учащийся может собирать в свой портфолио по информатике все выполненные в рамках изучения электронного курса работы (например, электронные конспекты, созданные графические изображения, звуковые файлы, видеоролики, анимации и др.)

Резюме

Итак, подведем некоторые итоги..

Чтобы создать электронный курс на основе ИИСС учителю необходимо включить в него следующие компоненты: аннотацию, рабочую программу, электронное учебное пособие, планы уроков, тесты. Эти компоненты подробно описаны выше. В помощь учителю предлагаются: Сборки тематических курсов в форматах Конструктора школьных сайтов, а также их трансляции из этого формата в веб-форму; сборки материалов для уроков по тематическим курсам в формате Органайзера уроков, также представленные в нескольких форматах; библиотека ЦОР для использования при создании и редактировании собственных электронных курсов и уроков. Подробно состав ИИСС описан в Приложениях 1, 2. Примерная программа курса предложена в Приложении 3.

Желаем учителю творческой самореализации при использовании ИИСС в учебном процессе. Надеемся, что ИИСС будет способствовать построению такой модели образовательного пространства, в основу которой будет положен принцип совместной творческой деятельности учителя и учеников. Предлагаемые инструменты Органайзер уроков, Конструктор школьных сайтов, Библиотека ЦОР призваны изменить роль учителя от единственного «источника знаний», к соавторству, к организатору процесса обучения в условиях избытка информации.

 

Разработчики ИИСС надеются на плодотворное сотрудничество с практикующими учителями, и будут благодарны за присланные в их адрес методические рекомендации по наиболее удачному использованию ИИСС в учебном процессе.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".