Методические рекомендации по использованию
информационного источника сложной структуры
«Графика-плюс» №ELSP/A2/Gr/001-004-03/55/07

Введение

Назначение ИИСС

В период формирования информационного общества важными достижениями любого человека является его умение оперативно и качественно работать с информацией. На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний, информационных технологий. Выпускник должен обладать определенным уровнем информационной культуры, позволяющим использовать огромный потенциал компьютерной индустрии, расширяющий его интеллектуальные возможности.

В наибольшей мере на достижение этих целей ориентирована образовательная область «Информатика», что необходимо учитывать при формировании школьной учебной программы и соответствующего содержания обучения информатике. Таким образом, первостепеннейшей задачей, стоящей перед преподавателями информатики и ИКТ, является принятие такой концепции обучения, целью которой будет создание базы для формирования информационной культуры выпускника школы. Это непростая задача, так как динамика изменений в области компьютерных знаний настолько высока, что созданные учебные программы, учебно-методические комплексы, учебники и учебные пособия необходимо постоянно совершенствовать с целью отражения существующих инноваций. Кроме того, утвержденный Министерством образования и науки РФ федеральный компонент государственных образовательных стандартов по информатике и ИКТ определяет новые требования к методическому обеспечению учебного процесса в школе. Большинство используемых в школе учебников по информатике не отвечают в полной мере поставленным в стандарте требованиям, что вызывает необходимость их переработки и совершенствования, возможно на основе дополнения их новыми образовательными ресурсами, открывающими широкие возможности по использованию компьютерной техники, Интернет в учебном процессе. В качестве таких ресурсов могут выступить информационные источники сложной структуры (ИИСС). Таким образом, существует потребность органичного встраивания этих образовательных ресурсов в учебный процесс.

Разработчики ИИСС считают, что последний ориентирован на творческое взаимодействие учеников и учителей. Главной идеей ИИСС является предоставление учителю возможности создания и редактирования собственных авторских электронных курсов, на основе материалов ИИСС, а так же использование готовых курсов представленных в ИИСС. Для этой цели в состав ИИСС входят два программных продукта: Конструктор школьных сайтов и Органайзер уроков. С помощью Конструктора школьных сайтов учитель имеет возможность создавать собственные электронные курсы, а также редактировать уже имеющиеся. С помощью Органайзера уроков – делать подборку материалов (из состава ИИСС) для поддержки урока, т.е. создавать планы уроков не на бумажном носителе «по-старинке», а в электронном виде, формируя тем самым электронный портфолио собственных методических разработок.

Основная цель ИИСС «Графика плюс» - дать представление о технологиях цифрового видео, цифрового звука, а также практические навыки обработки звука, видео, графики. Почему выбраны именно такие технологии? Ответ прост – в рамках прикладной деятельности современному человеку требуется владеть именно этими компьютерными технологиями. Необходимость владения учениками и учителями технологиями обработки растровых, векторных, подвижных изображений, 3-д и звука не оспаривается практически ни кем.

Основная проблема при освоении прикладных компьютерных технологий состоит в том, что их НЕВОЗМОЖНО ИЗУЧАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИ, В ОТРЫВЕ ОТ КОНКРЕТНОЙ ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ (изучение этих технологий на теоретическом уровне далеко выходит за рамки школьной программы). Однако, организация конкретной программной реализации обусловлена некоторыми сложностями:

  • Значительное разнообразие программного обеспечения по каждой технологии;

  • Быстрая смена программного обеспечения (а следовательно, устареваемость учебных курсов);

  • Значительная стоимость программного обеспечения.

Какие пути решения предлагается в рамках ИИСС?

  1. Акцент делается не на тонкости того или иного программного решения, а на общие принципы, лежащие в основе всех программных реализаций. Таким образом, освоив одну программу, обучаемый сможет легко перейти на другую.

  2. Изучение технологий проводится на примере программного обеспечения либо имеющего свободную лицензию (дистрибутив имеется в составе ИИСС), либо закупаемые в рамках Приоритетного национального проекта (Adobe Photoshop).

В ИИСС включены образовательные ресурсы обучающие созданию графических и комплексных объектов (мультимедиа) для различных предметных областей: физика, астрономия, химия, искусство. При этом широко используются межпредметные связи.

Работая с ИИСС, школьники обучаются созданию и преобразованию объектов различной сложности (звуковых, аудио-визуальных, 3-d), созданию презентаций, выполнению учебных творческих и конструкторских работ.

Терминология

Введем некоторые дефиниции:

Под информационным источником сложной структуры (ИИСС) понимается цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области.

Под «материалами ИИСС» будем понимать все цифровые образовательные ресурсы (далее ЦОР) входящие в состав ИИСС (например, тексты, анимационные ролики, музыкальные фрагменты, тесты, готовые сборки курсов и уроков).

Под «электронным курсом» будем понимать учебный курс, разработанный на основе ИИСС и содержащий: аннотацию, рабочую программу, электронное учебное пособие, планы уроков, тесты.

Под «тематическим курсом» – подборку теоретического материала в формате Конструктора школьных сайтов по определенному разделу, теме.

«Электронное учебное пособие» в нашем понимании – это часть электронного курса, разработанная в формате Конструктор школьных сайтов и содержащая теоретический материал, практические задания, тесты.

«Конструктор школьных сайтов» – программный продукт, входящий в состав ИИСС и позволяющий создавать на его основе авторские электронные курсы.

«Органайзер уроков» – программный продукт, входящий в состав ИИСС и позволяющий создавать на его основе конспекты уроков в электронном виде с использованием возможностей мультимедиа (для проведения уроков, созданных на основе Органайзера уроков необходимо наличие мультимедиа проектора или интерактивной доски).

Материалы ИИСС

Материалы, представленные в ИИСС, соответствуют современным представлениям в области Компьютерной графики; обеспечивают целесообразное использование ИКТ в учебном процессе; ориентируют на современные формы и методы организации процесса обучения; предоставляют возможность оптимизации объема учебной нагрузки; обеспечивают межпредметные связи; простоту использования для учителей и учащихся.

ИИСС "Графика плюс" относится к I группе цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР) и поддерживает деятельность учителя и ученика по предмету «Информатика и ИКТ» среднего (полного) общего образования. ИИСС предназначен для использования в качестве наглядных пособий на уроках, а также для разработки электронных курсов. Электронные курсы могут разрабатываться на базовом, профильном уровнях для основной средней школы, а так же в виде элективных курсов.

ИИСС "Графика плюс" содержит материалы в следующих форматах:

  • В веб-форме в виде электронного учебного пособия, транслированного из Конструктора сайтов. Эти материалы можно разместить на Школьном сайте, в школьной локальной сети, на CD-дисках;
  • В формате Конструктора школьных сайтов, что позволяет учителю самостоятельно вносить изменения в электронные учебные пособия и создавать на их основе собственные авторские электронные курсы;
  • В виде набора мультимедиа-объектов собранных по темам и блокам в Органайзере уроков, что позволяет формировать наборы иллюстративных материалов для проведения уроков.

Состав ИИСС «Графика плюс» можно представить в виде схемы:

 

 

 

Для работы с ИИСС можно рекомендовать следующие методические приемы:

  • портфельный метод (использование ресурсов для создания собственных подборок и коллекций выполнения заданий учителя);
  • выступление с опорой на мультимедиа (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленные выступления – доклад ученика по определенной теме и т.п.)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".