А.П. Боголюбов. Аллея в Виши. 1870

Этюд Боголюбова "Аллея в Виши" относится к жанру пейзажа, одному из наиболее популярных жанров живописи. Пейзаж (франц. paysage, от рауs - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства (или отдельное произведение этого жанра), в котором изображена дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзаже художники воспроизводили реальные или воображаемые виды сельской местности, городов, архитектурных построек, морских видов (такой пейзаж называется мариной) и т.п.

На этюде Боголюбов изобразил тенистую аллею с гуляющей по ней публикой во французском курортном городке Виши, находящемся неподалеку от Парижа. Этюд был написан в мае 1870 года, когда художник в связи с болезнью лечился в Виши, который еще со времен древнего Рима славился своими термальными источниками. Само название этого городка происходит от латинского Vicus calidus, что буквально означает теплое селение, т. е. селение у теплых источников. Виши и в XIX веке, и в наши дни был и остается одним из самых красивых курортов мира. Этот городок часто называют королем курортов. Во многом он напоминает Париж в миниатюре. Здесь много красивых дворцов, парков, ресторанов, есть даже Оперный театр.

Виши утопает в зелени, в нем много парков и садов. Особой популярностью в Европе Виши пользовался при Наполеоне III, именем которого назван один из центральных парков. На своем этюде Боголюбов изобразил один из многочисленных зеленых уголков этого городка. Но если мотив "Аллеи в Виши" весьма прост и непритязателен, то весьма тонкой, и даже изысканной можно назвать цветовою гамму этой работы, выдержанную в теплых, зеленовато-желтых и охристых тонах. Обращение Боголюбова к будничному мотиву, стремление к поэтичности при правдивой передаче действительности позволяет отнести эту работу к реалистическому направлению.

Боголюбов был одним из талантливых художников-реалистов середины - второй половины XIX века. К сожалению, этот мастер до сих пор незаслуженно остается в тени имен крупных художников второй половины XIX века. Он начал свой творческий путь как яркий романтик и как художник, работавший в русле академического пейзажа, и позднее внес свой вклад в становление и расцвет русского реалистического пейзажа, при этом отчетливо выявив его связь с современным ему западноевропейским искусством. Большую часть огромного творческого наследия Боголюбова составляют пейзажи, в которых в зрелый период его творчества он выступает продолжателем традиций французских художников-реалистов барбизонской школы и К. Коро (со многими из них он был знаком лично), и одного из своих учителей, немецкого художника дюссельдорфской школы А. Ахенбаха.

"Аллея в Виши" близка к пленэрным этюдам барбизонцев. В этой работе удачно найдена мера натурной достоверности и художественного обобщения. Но при этом манера, в которой написан этот этюд, довольно свободна. Художник пытается передать солнечный свет, воздух. Несомненно, в этом сказалось влияние импрессионизма, расцвет которого во Франции падает на 1870-е годы. Отметим, что Боголюбову не был близок метод работы импрессионистов в целом.

Барбизонская школа. Группа французских художников-реалистов середины XIX века. Многие из них любили писать с натуры этюды в деревне Барбизон близ леса Фонтенбло. Среди них - Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз де ла Пенья, Ш. Добиньи, К. Тройон. Барбизонцы опирались на наследие голландских живописцев XVII века, английских пейзажистов начала XIX века (Д. Констебла, Р. Бонингтона), а также развивали реалистические тенденции французских пейзажистов XVIII - начала XIX века (в том числе и романтиков Т. Жерико и Э. Делакруа). Художники барбизонской школы стремились запечатлеть конкретные пейзажные мотивы, передать многообразные состояния природы, вибрацию света, воздуха. Они стремились утвердить эстетическую ценность национального ландшафта, добивались ощущения связи природы с повседневной жизнью простых людей.

Дюссельдорфская школа. Одна из наиболее значительных провинциальных немецких школ живописи. Она сложилась в связи с основанием Академии художеств в 1819 году в городе Дюссельдорфе. Деятельность Академии ее первый директор П. Корнелиус направлял в русло академизированного романтизма. Во второй трети - середине XIX века в дюссельдорфской школе выделились различные течения: связанное с национально-исторической тематикой, трактовавшейся в романтическом духе (К.Ф. Зон, Т. Хильдебрандт, А. Ретель, К.Ф. Лессинг), реалистический пейзаж (А. и О. Ахенбахи), бытовой жанр с тенденцией к социально-критическому анализу (И.П. Хазенклевер, К.В. Хюбнер).

Импрессионизм. Под импрессионизмом понимают направление в искусстве последней трети XIX - начала XX века. Это течение появилось во французской живописи конца 1860-х - начала 1870-х годов. Название "импрессионисты" этой группе художников в шутку дал критик Леруа после первой выставки 1874 года, на которой экспонировалась картина К. Моне "Впечатление. Восход солнца" ("Impression. Soleil levant"). Самые известные художники-импрессионисты - К. Моне О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и др. У истоков импрессионизма стоял Э. Мане, не участвовавший в выставках импрессионистов. Импрессионисты стремились к обновлению художественных средств, к преодолению традиций классицизма, романтизма, салонного и академического искусства. Они продолжали начатое реалистическим искусством 1840-1860-х годов утверждение красоты повседневной действительности, стремилось добиться живой достоверности изображения, развили пленэрные искания художников барбизонской школы. Во многих произведениях импрессионистов акцент делается на как бы случайно пойманном взглядом преходящем моменте непрерывного течения жизни.

Посохина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева