А.В.Лентулов. Семейный портрет. Н.М.Щекотов с женой. 1919

На рубеже 1910 - 1920-х годов Лентулов на короткое время обратился к освоению системы великого французского художника Поля Сезанна (намного позже, чем другие художники "Бубнового валета" - авангардного объединения, одним из основателей которого он был). По этому поводу Лентулов говорил: "Современное же французское искусство действовало на меня не в такой сильной степени, как на всех московских художников. В этом смысле я стою несколько в стороне, но поскольку Сезанн является началом всех возможностей, постольку я его ученик".

К числу работ этого периода относится "Семейный портрет. Н.М.Щекотов с женой", который очень характерен для стилистики художника той поры.

Мужчина в сером костюме, красном галстуке и женщина в розовом платье сидят на коричневом диванчике с высокой спинкой. Он - непринужденно откинувшись, она - в несколько напряженной позе, чуть наклонившись вперед, скрестив на коленях руки. Условный темно-синий фон контрастирует с диваном и платьем женщины, но созвучен костюму мужчины, а также откликается рефлексами на лицах, руках и одежде людей.

Художник не ставит задачу, создания глубокого психологического портрета. Он моделирует образы людей, с помощью утрированных и усиленных синих, желто-зеленых и красных рефлексов. Подобная трактовка создает впечатление цветового взаимопроникновения и пластической взаимосвязи всех предметов в пространстве, в том числе и человеческих фигур. Это и является главной задачей, основной идеей картины, созвучной сезанновской традиции, - исследование цвето-пластического существования предмета, в данном случае, человека в конкретной пространственной среде.

Комментарии

Щекотов Николай Михайлович (1887 - 1945), искусствовед, художественный критик, музейный деятель, один из руководителей художественного объединения АХРР (Ассоциация художников революционной России) (1922 - 1932).

"Бубновый валет" (1910 - 1916) - объединение московских художников, обращавшихся к живописно-пластическим исканиям в духе творчества Сезанна П., фовизма, кубизма, а также к приемам русской иконописи, лубка и народной игрушки. Ядро этой группы составляли художники Кончаловский П.П., Куприн А.В., Лентулов А.В., Машков И.И., Фальк Р.Р. Они решали проблемы построения формы цветом, выявления материальности натуры.

Кубизм (французского сubism, от cube - куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХ века. Развивалось во Франции (Пикассо П., Брак Ж. и др.) и в других странах. Во многом основываясь на синтетически-целостной живописной системе Сезанна П. и на опыте традиционной африканской скульптуры, представители кубизма обратились к конструированию объемной формы на плоскости при помощи простых геометрических форм (куб, конус, цилиндр). В ранний период (1907 - 1909) преобладали элементарные пластически-осязаемые мотивы; на "аналитической" стадии (1910 - 1912) изображение предметов дробится мелкими гранями, насыщается особыми утонченно-музыкальными ритмами; "синтетический" кубизм (1912 - 1914), сочетая элементы и используя достижения предыдущих этапов, тяготеет к гармоничным декоративно-красочным композициям.

Фовизм (от французсского fauve - дикий), течение во французской живописи (1905 - 1907). Фовистов (Матисс А., Марке А., Вламинк М. и др.) объединяло общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. Авангард (от французских слов avant - впереди, "передовой" и garde - стража) или авангардизм, условное наименование художественных движений ХХ века, для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с устоявшимися принципами и традициями, поиски новых, необычных средств выражения формы и содержания произведений.

Казакова Е.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева