И.-С. Клаубер. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. 1798-1801

Среди многочисленных техник гравирования гравюра резцом на меди, называемая также классической, является одной из основных. Она появилась в Западной Европе примерно в середине XV века первой среди других видов углубленной гравюры. В разные эпохи резцовая гравюра выполняла функции как оригинальной, так и репродукционной техники. В последнем качестве она оказалась самой востребованной из тиражных техник благодаря строгой объективности по отношению к воспроизводимому оригиналу. К XVIII веку это ее назначение окончательно стало ведущим, позволив ей сыграть заметную роль в решении просветительских задач.

В России подлинное развитие гравюры на меди началось с конца XVII века. В русле петровских преобразований гравюра начинает отражать государственные интересы, в ее тематике доминирует изображение празднеств и фейерверков, триумфов и военных побед, а также их творцов, происходит формирование нового репрезентативного стиля. Можно сказать, что XVIII век стал временем расцвета русской гравюры на металле, сумевшей за короткий срок освоить разнообразные жанры и техники и поднять их на высокий художественный уровень.

Укрепление этих позиций на рубеже XVIII - XIX веков и в последующие десятилетия во многом было связано с личностью И.-С. Клаубера (1754-1817), тонкого мастера и прекрасного педагога, приехавшего в Россию из Германии и возглавлявшего гравировальный класс Академии художеств с 1796 по 1817. Для самого мастера и его школы (С.Ф. Галактионов, А.Г. Ухтомский, братья К.В. и И.В. Ческие, Е.О. Скотников) характерны верность строгим традициям классической гравюры и высокое техническое мастерство. По сведениям признанного знатока, собирателя и каталогизатора русской гравюры Д.А. Ровинского (1824-1895), в России "Клаубер принялся тотчас же за работу и стал выпускать в свет, один за другим, капитальные портреты русских знаменитостей". К лучшим его петербургским работам можно отнести "Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны" (1798-1801).

Елизавета Алексеевна (1779 - 1826) - российская императрица. Супруга Александра I. Принцесса Баденская, родная племянница первой супруги императора Павла I. Прибыла в Россию в 1792. 28 сентября 1793 вступила в брак.

Живописный оригинал портрета был исполнен в 1798 модной портретисткой М.-Л.-Э. Виже-Лебрен по заказу изображенной для ее матери маркграфини Амалии Баденской. Виже-Лебрен, увидевшая Елизавету Алексеевну в первый раз в 1795 в Царском Селе, отзывалась о ней с восторгом: "ей было в то время 16 лет, цвет лица ее был бледный, черты тонкие, выражение лица чисто ангельское; волосы пепельно - русые падали в беспорядке на ее лоб и шею; стан гибкий, как у нимфы. Я вскричала: это Психея! А это была Елизавета, жена Александра".

По отзывам других современников, Елизавета Алексеевна отличалась мечтательностью, много читала и занималась благотворительностью. Она отлично знала по- русски и была другом Н.М. Карамзина. Молодой Пушкин написал ей похвальные стихи.

Именно такой ее облик, вслед за живописным оригиналом, удалось передать И.-С. Клауберу в тончайших линиях резцовой гравюры.

Она выполнена в характерном для классицизма так называемом медальонном обрамлении, включающем обязательную рамку, изображение архитектурных элементов (постамента, на котором возвышается овал с фигурой внутри него), шрифтовую надпись, а также геральдические символы, и другие аксессуары, сообщающие портретному изображению особую торжественность и пышность.

Первоначальный вариант гравюры был изготовлен Клауьером в том же году, что и оригинал Виже-Лебрен. В ту пору супруг Елизаветы Алексеевны был наследником престола, о чем говорит надпись на постаменте: "Елизавета Алексеевна принцесса Баденская". Только спустя несколько лет, в 1801, чета взошла на престол. Очевидно, в этот момент Клаубером была изменена постаментная надпись на самой доске, и с нее напечатаны новые оттиски, отражающие повысившийся статус портретируемой: "Елизавета Алексеевна Императрица Всероссийская". Разные периоды "жизни" печатной формы и происходящие в ней авторские изменения и доработки, зафиксированные в отпечатках, носят название состояний гравюры.

Справочная информация

Клаубер Игнатий Себастьян (1754-1817) - гравер резцом. Представитель немецкой школы, проработавший в России более 20-ти лет.

Родился в 1754 в Аугсбурге, учился у отца. Работал в Риме и в Париже, здесь в 1784 он избран академиком. После возвращения домой, работал в Аугсбурге и Нюрнберге, в 1795 - профессор гравирования у курфюрста Трирского. С 1 августа 1796 - профессор гравирования в Петербургской Академии художеств (первоначально по контракту на 3 года). Сформировав школу гравирования, воспитал плеяду русских граверов: С.Ф. Галактионов, А.Г. Ухтомский, братья К.В. и И.В. Ческие, Е.О. Скотников. Выдающимся учеником И.-С. Клаубера был гравер Н.И. Уткин. И.-С. Клаубер руководил гравировальными работами по созданию несколькими его учениками знаменитой серии гравюр "Виды окрестностей Петербурга" (1800-1813).

По сведениям Д.А. Ровинского, в России "Клаубер принялся тотчас же за работу и стал выпускать в свет, один за другим, капитальные портреты русских знаменитостей", исполнив только в Петербурге около 140 гравюр.

Виже-Лебрен Мария Луиза Элизабет (1750-1842) - французская портретистка, придворная художница королевы Марии-Антуаннеты. В 1789 в связи с революционными событиями покинула Париж, путешествовала по Европе. В 1795 по приглашению графа А.К. Разумовского приехала в Россию, где проработала до 1801. Жила в Санкт-Петербурге. Член ряда европейских Академий художеств, почетный вольный общник. Императорской Академии художеств в Петербурге. Участник выставок Парижского салона.

Ровинский Дмитрий Александрович (1824-1895) - известный юрист и государственный деятель, археограф, историк искусства, коллекционер, член-корреспондент (1881), почетный член Петербургской Академии наук(1883), почетный член Академии художеств(1870).

С молодости увлекся собиранием и изучением европейской и русской гравюры и русского лубка. Результатом стали фундаментальные исследования и каталоги, до сих пор не утратившие научного значения: "Русские народные картинки" (т. 1-5. 1881) с атласом в 4-х книгах (1881-93), "Подробный словарь русских гравированных портретов" (т. 1-4. 1886-89), "Подробный словарь русских граверов XVI - XIX в.в." (т. 1-2. 1895), "Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках" (один том текста и атлас в 3-х томах. 1890). Ровинский обстоятельно описал, систематизировал, проанализировал богатый фактический материал и положил начало изучению русской гравюры и лубка. Отдельные его исследования посвящены творчеству Е. П. Чемесова, Н. И. Уткина, Ф. И. Иордана. Свою коллекцию Ровинский завещал Эрмитажу, Академии художеств, Румянцевскому музею и Публичной библиотеке.

Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге - высшее государственное учреждение в области изобразительных искусств и архитектуры, а также высшая художественная школа. Учреждена в 1757 году по проекту графа И. И. Шувалова (в домах которого первоначально располагалась) как "Академия трех знатнейших художеств", закрытое учебное заведение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры. Классы открылись в 1758 году, первый выпуск состоялся в 1762 году. По уставу 1764 года преобразована в Императорскую Академию художеств - государственное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь России, распределявшее официальные заказы и присуждавшее академические звания. При ней было открыто Воспитательное училище, в которое для художественной подготовки принимались дети 5-6-лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов: историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном и других, при выпуске исполняя произведение на заданную тему ("программу"). С 1767 года награжденные золотой медалью выпускники направлялись совершенствоваться за границу как пенсионеры Академии. С 1770-х годов в Академии проводились художественные выставки. В 1802 при президенте А. С. Строганове устав Академии художеств дополнен новыми статьями, повысившими роль Академии во всех сферах художественной жизни. Расцвет Академии пришелся на 1-ю треть XIX века, период зрелого русского классицизма. Во 2-й половине XIX века Академия сохраняла свое значение как главная в России школа художественного образования. За 1758-1918 годы в ней получили образование около. 3800 живописцев, 990 скульпторов и 2150 архитекторов.

Здание Академии, построенное в 1764-1788 годах по проектам архитекторов А.Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Вален-Деламота - выдающийся памятник архитектуры классицизма, один из архитектурных символов Санкт-Петербурга.

Жанр (франц. genre от лат. genus - род, вид) - термин, классифицирующий художественные произведения по признакам единства содержания и формы, структуры и функции художественного образа (например, портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер). В изобразительном искусстве формирование отдельных жанров начинается в XV - XVI веках.

Портрет (франц. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение человека. В отличие от аллегорического изображения, портрет передает индивидуальное сходство. Портрет может быть оплечным, погрудным (в скульптуре называется бюстом), поясным, в рост, изображать портретируемого с разных точек зрения, то есть в разных ракурсах; к этому жанру относятся групповой портрет, портрет в интерьере или в пейзаже.

Гравёр (от франц. graveur - от graver - вырезать) - мастер гравирования, то есть вырезания изображений на твердых материалах, а также мастер изготовления гравюры - художественной печатной формы из дерева, металла, линолеума и других материалов.

Гравюра (франц. gravure от graver - гравирование) - оттиск чаще всего на бумаге с печатной формы ("доски"), изготовленной вручную художником-гравером. Гравюрой называют также саму печатную форму. Гравюра является одновременно произведением изобразительного искусства и полиграфии. По принципу изготовления печатной формы и способу печати разделяется на три вида: гравюра высокой печати (ксилография или гравюра на дереве и линогравюра или гравюра на линолеуме), плоской печати (литография или гравюра на камне) и. глубокой печати (резцовая гравюра на металле, офорт и их разновидности).

Глубокая (или углубленная) печать - это печать, при которой краска находится в углублениях печатной формы, а пробельные места выше (их перед печатью очищают). Печать осуществляется под большим давлением на специальном станке. Принцип изготовления печатной формы в глубокой печати заключается в том, чтобы изображение нанести на поверхность в виде углубленных линий, точек, других неровностей, способных удержать печатную краску. Гравюры глубокой печати разделяются на две группы: механические (резцовая гравюра, сухая игла, пунктирная манера, меццо-тинто или черная манера) и химические или травление (офорт и его разновидности - акватинта, лавис, мягкий лак, резерваж).

В резцовой гравюре изображение создается с помощью специальных резцов (штихелей) из комбинации параллельных и перекрещивающихся штрихов и точек, врезанных в толщу металла. Медная печатная форма, награвированная резцом, дает около 1000 полноценных оттисков.

Оригинал (лат. originalis - первоначальный) - в искусстве подлинник, подлинно авторское художественное произведение, в отличие от копии, слепка, репродукции. В отдельных случаях, например в печатной графике, оригиналом считается каждый отпечаток (оттиск), так как сама форма, с которой делаются оттиски, зрительно не выявляет задуманного автором художественного образа. Также для гравюры под оригиналом подразумевают то произведение, чаще всего живописное, которое воспроизводится в печатной форме и изготовленных с нее оттисках.

Геральдика (от нем. Heraldik - heer-ait - ветеран) - искусство и наука (гербоведение) составления, изготовления описания и толкования гербов.

Боровская М.И.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева