АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ АЛЯБЬЕВ (1787 – 1851)

 

Творчество Алябьева — одно из ярких явле­ний русской культуры пушкинской эпохи. Современник Глинки и Даргомыжского, он в лучших своих произведениях приближается к творческому методу этих композиторов-классиков, сочетая романтические образы с глубокой жизненной реальностью своего времени.

 

Родился Алябьев в августе 1787 в г. Тобольске, где его отец был губернатором. Первые уроки музыки получил в семье, затем в Петербурге, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции у И.Г. Миллера. Впервые проявил себя как композитор в 1810: в печати появился «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано», а так же два фортепианных вальса.

 

Участник Отечественной войны 1812 года и заграничного похода 1813 - 1814; был ранен при взятии Дрездена и на­граждён орденами за боевые заслуги.

По окончании Отечественной войны 1812 поселил­ся в Петербурге,  где сбли­зился с кружком литературных и театральных дея­телей (А. С. Грибое­дов, Н. И. Хмельниц­кий, А.А. Шаховской, И. И. Сосницкий, писатели-декабристы А. А. Бесту­жев и П. А. Муханов, композитор А. Н. Верстовский). С 1823 жил в Москве, принимал деятельное участие в театральной жизни. Одновременно в обеих столицах с успехом прошла премьера его первой комической оперы «Лунная ночь».

Вместе с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку пролога «Торжество муз» к открытию Большого театра (6 января 1825), создал музыку к нескольким воде­вилям, выступал в любительских, концертах.

 

Но нелепое происшествие 24 февраля 1825 изменило всю жизнь музыканта. Он был арестован по ложному обвинению в убийстве помещика Т.М. Веремеева и три года провел в тюрьме, где продолжал писать музыку. Здесь создан знаменитый романс «Соловей», на слова А.А. Дельвига. Романс, завоевав европейскую известность, стал любимой музыкой в репертуаре колоратурных сопрано, русских и иностранных. Вплоть до начала XX века зарубежные певицы, согласно установившейся традиции, пели «Соловья» на русском языке.

 

Несмотря на то, что вина композитора так и не была доказана, он был приговорен к лишению дворянства, знаков отличия, чинов и ссылке в Сибирь. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неод­нократно отклонял ходатайства о смягчении его участи. В 1828, после трехлетнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил концертами в разных жанрах, выступал как дирижёр и пианист. В это время были написаны романсы, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), а так же оркестровые произведения. В 1831 Алябьев с большим трудом добился «высочайшего соизволения» на «пользование» Кавказскими минеральными источниками. Но поездка на Кавказ не изменила его социального положения, он по-прежнему находился под надзором местных властей.

 

В 1832—33 композитор жил на Кавказе - в Ставрополе, затем переехал в Пятигорск. Из архивных документов известно, что остановился он в доме умершей майорши Карабутовой, который сохранился до наших дней, с 1980 отмечен мемориальной доской, а с 1997 является отделом музея-заповедника («Дом Алябьева»).

 

В 1833—34 — страницы биографии перемещаются в  Оренбург, а затем в Московскую губерню. В это время, живо интересуясь музыкой народов России, композитор за­писал кавказские, башкирские, киргизские, турецкие, татарские народные песни, составил и опубликовал совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем сборник «Голоса ук­раинских песен» (1832, изд. 1834). Лишь в 1843 Алябьев по­лучил разрешение проживать в Москве, и опять под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А.С.Даргомыжским. Тяжело больной, Алябьев до конца жизни не оставлял творческой работы.

Алябьев умер 22 февраля (6 марта) 1851 года в Москве.

 

Деятельность композитора развёртывалась в период становления русской музыкальной классики. В своих произведениях он отобразил новый круг образов, присущий искусству декабристской эпохи. Особенно примечательно в этом смысле вокальное творчество.

 

Алябьев проявлял большое внимание к новым явлениям русской поэзии. Он был одним из первых интерпретаторов ли­рики А. С. Пушкина (романсы «Если жизнь тебя обма­нет», «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Про­буждение», «Зимняя дорога» и др.), В. А. Чуковского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, И. И. Козлова и др. Опираясь на достижения русской  литературы, он расширил содержание романса и вышел за рамки традиционных любовно-лирических тем.

 

Особое место в его творчестве занимают романсы-мо­нологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тя­жких скитаний: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога». Созданные в годы сибирской ссылки, они явились своеобразной лирической исповедью композитора. Яркое воплощение получила патриотическая тема, отображённая в песнях 30-х гг. («Песни Баяна» на слова Языкова и др.). В произв. 48-х гг. композитор обращался к сюжетам социального значения. В песнях на слова Н.П.Огарёва («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож») и П.Беранже («Нищая») он создал образы обездолен­ных, аналогичные образам русской литературы того вре­мени (повести Н.В.Гоголя, ранние повести Ф.М.Достоевского и И.С.Тургенева). Эти песни подготовили появление новаторских произведений А.С.Даргомыжского («Лихорадушка») и М. П. Мусоргского («Калистрат», «Гопак», «Трепак»).

 

Значителен вклад Алябьева в отечественную камерно-инструментальную му­зыку. Он автор многочисленных ансамблей. Среди них два струных квартета (№ 1 и № 3), фортепианное трио ля минор, соната для скрипки и фортепиано. В этих произведениях принципы классического сонатного цикла органически со­четаются с элементами русской песенности. В частности, медленная часть 3-го квартета написана на тему песни «Соло­вей».

К прекрасным образцам раннего русского симфонизма относятся одночастная симфония ми минор, увертюра фа минор, опер­ные увертюры, балетная музыка. Большое внимание уделял композитор и музыке для духового оркестра (марши, увертюры).

 

Мало изучено театральное наследие Алябьева. Тяжёлое положение ссыльного препятствовало постановке его опер, написанных в зрелые годы. Эти произведения, боль­шей частью незавершённые, остались в рукописях (ис­полнялись только сочинения начала 20-х гг. — водеви­ли, балет, опера «Лунная ночь»). Между тем, в театральной музыке конца 20-х — начало 40-х гг. композитор разрабаты­вал большие темы мировой литературы, обращался к творчеству А. С. Пушкина (музыка к театральной постановке поэмы «Кавказский пленник», к драме «Русалка») и У.Шекспира (оперы «Буря», «Волшебная ночь» — по комедии «Сон в летнюю ночь», музыка к комедии «Виндзорские проказницы»). В последней своей опере «Аммалат-Бек» (на сюжет повести А.Бестужева-Марлинского) использовал записанные им на Кав­казе народные напевы.

 

Мелодии Алябьева очень близки русской народной музыке, чем и объясняется популярность его произведений в плоть до нашего времени. Кроме 70 вокальных пьес, изданных в 1859 году в Москве, большая часть сочинений композитора осталась ненапечатанной. Известность в то время он приобрел главным образом своими романсами, некоторые пользовались большой популярностью, как, например, «Вечерком румяну зорьку», «Вечерний звон», «Нищая», «Соловей». Последний часто исполнялся знаменитыми певицами Патти, Виардо и др. Существует также блестящее переложение для фортепиано этого романса, сделанное Листом.

Романсы Алябьева могут быть названы в числе тех русских вокальных сочинений, какие принесли славу не только их создателям, но и в целом художественному гению русского народа.