Комментарий методиста

Н.Г. Савиной к уроку

 учителя географии Г.В.Телицыной

 

Тема урока: «Ее величество погода» 

Тип урока: комбинированный урок  с элементами исследования.

 

Идеи урока и его фрагменты  целесообразно применять в обучении школьников географии.

Повторение пройденного материала организовано как ответы на вопросы кроссворда для определения усвоения учащимися основных понятий по теме «Мир воздуха» в сопровождении музыки. Ключевое слово кроссворда означало название команд («Знания», «Труд», «Здоровье», «Отечество»), составленных по поручениям в классе (сектора – учебный, трудовой и т.д.) и  предмет для определения  сопричастности этого слова к теме урока. Определение «погода предполагалось давать на основе логических опорных сигналов – символов элементов погоды.

 Повторение и обобщение материала организовано как исследовательская работа (заранее по полученным заданиям в соответствии с названием команды) по   содержанию учебного материала, и межпредметных связей с привлечением разнообразных информационных источников, с которыми учащиеся умеют работать. Грамотно (ко времени, к содержанию, к определенному действию) были использованы учителем разнообразные средства наглядности. Для усиления мотивации учительница применяла разнообразные приемы: рассказ об интересном факте, наглядность графическую, работу в группах, интересный материал о погоде и ее связи с ключевыми словами – названиями команды и др.

При работе с содержанием учебного материала учитель применяла внутрипредметные  и межпредметные связи, исследовательский метод, задавала вопросы проблемного характера. В усвоении материала, его закреплении и проверке учительница применяет эпиграф, который являлся основной идеей урока, и предлагает выбрать основные пути развития человечества в виде ворот, что дает возможность осознать лично каждым свою ответственность перед природой. Все задачи, поставленные учителем перед уроком, были  все решены.

 

Ход урока

 

1. Организационный этап урока

Учительница для усиления мотивации предлагает вспомнить то, что изучали, рассматривали различные явления и объекты природы, обращает внимание на эпиграф «Или люди сделают так, что на планете будет меньше дыма, или дым сделает так, что на планете будет меньше людей», который предлагает взять для сегодняшнего урока как проблему. Далее учительница инструктирует учащихся, в какой последовательности они будут работать на уроке, какие записи будут делать в рабочем листе. Группы заранее созданы по общественным поручениям, Их место за партой позволяет работать в группе и наблюдать за действиями учителя и демонстрацией наглядных пособий.  Такая организация начала урока,  в целом, нацеливает учащихся на изучение  определенного  учебного  материала, способствует мотивации, побуждает к действию, интересному для них как в плане содержательном, так и в плане развивающем (исследовательская работа).

 

2. Проверка теоретических знаний по теме «Воздух»

1) Разгадывание кроссворда. Этот прием довольно быстро позволил учительнице осуществить проверку знаний учащихся, касающихся темы «Воздух». Краткость текста,  знание  его детьми позволили детям не задерживаться долго на повторении и не терять большое количество времени при разгадывании кроссворда в группах. Учительница обращает внимание на  ключевые слова кроссворда, которые означают название команды («Знания», «Труд», «Здоровье», «Отечество») и  предмет для определения  сопричастности этого слова к теме урока.

2) Работа с логической схемой (на доске). На ней  изображены основные элементы погоды или же приборы для измерения основных показателей (термометр, барометр). Учащиеся еще раз проверяются, насколько они усвоили тему «Погода».

3) Включение в урок фрагмента со сводкой погоды своей местности. Такой прием дает возможность осуществлять краеведческий принцип обучения.        Схема человека в центре поставила акцент на значимости для учащихся всего понятия «погода».

 

3. Работа в группах по изучению  взаимосвязей «человек – погода» по вопросам  («Знания», «Труд», «Здоровье», «Отечество»)

1) Определение в группах (заранее подготовлены учащиеся) в соответствии с их названием: «Знания» - в мифах действительных процессов и явлений погоды  с привлечением современного материала, «Труд» -  о влиянии погоды на хозяйственную деятельность людей, «Здоровье» - о  влиянии погоды на здоровье людей, «Отечество» - погода в устном народном творчестве. Учительница привлекает для выяснения особенностей погоды знания учащихся, задает вопросы, использует внутрипредметные связи, заставляет предполагать, сопоставлять, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ.

 

4. Включение в урок повторения и обобщения  нового материала учителем

Учительница при помощи текста, помещенного на доске (на самодельном плакате) знакомит  учащихся с профессиями, которые непосредственно участвуют в изучении и предсказании погоды. Такой прием обоснован и методически верен, грамотно представлен учительницей. Данный вид работы, хоть и не был на достаточно активном уровне познавательной деятельности, но нес для учащихся информацию, позволяющую создать образ будущей профессии и основные профессиональные обязанности.

Очень ценно, что учительница нацеливает их на изучение темы «погода».

 

5. Домашнее задание

Перед тем, как задать домашнее задание, учительница ввела прием, позволяющий усилить мотивацию учащихся и вызвать интерес к домашнему заданию, нацелив на  сведения об  интересных особенностях погоды на земле. Домашнее задание было дифференцированным, с правом выбора, творческое.

 

6. Демонстрация моделей приборов для наблюдений за погодой

Представлены были приборы – модели метеостанции. Учащиеся демонстрировали на моделях приборы, которые они изготовили самостоятельно, каким образом они могут использовать свои модели для наблюдений за погодой. Такой подход учительницы помогает учащимся понять принцип работы каждого метеорологического прибора, побуждает учащихся к творчеству, способствует  выработке у них проектировочных умений.

 

7. Рефлексия

1) Возвращение к эпиграфу. Этот прием позволил определить путь, который учащиеся должны были выбрать для себя в вопросе отношения их к погоде и воздуху.

2) Работа по выбору путей человечества. Работа по выбору путей человечества была наполнена личностным содержанием по теме урока и по географии в целом. Такая работа учителя в конце урока дает возможность осознать материал, еще раз вспомнить его, осмыслить роль темы и географии в целом для себя лично. Радостное состояние учительницы и учащихся говорит о том, что все довольны результатами на уроке. Учительница благодарит всех за активное участие. Показателем активного участия каждого может служить рабочий лист, в который учащиеся фиксировали материал, представляемый им учителем и учащимися.