А.Н.Бенуа. Павловск. 1921

В первые годы после революции 1917 года Александр Николаевич Бенуа на волне революционного романтизма активно занялся административной работой в органах руководства культурой - он заведовал картинной галереей Эрмитажа, занимался охраной памятников, принимал участие в создании новой экспозиции Русского музея. В эти нелегкие годы Бенуа увлеченно работает в театре и книжной графике, публикует статьи об искусстве и продолжает создавать станковые произведения как в живописной, так и в графической технике. Пожалуй, чаще всего в это время он обращается к пейзажным изображениям своих любимых мест - Петергофа и Павловска. Его акварели, гуаши, рисунки этого периода отличаются особой живописностью, легкостью, элегической грустью, художник остается верен своему изысканному вкусу, несмотря на все превратности революционного времени.

В 1921 году он пишет пейзаж "Павловск", обращаясь к своей любимой парковой теме. Поэтичный и удивительно разнообразный Павловский парк заслуженно пользуется славой лучшего пейзажного парка Европы. Своим очарованием парк во многом обязан холмистому ландшафту живописных берегов реки Славянки, а также гению архитекторов и декораторов, которые искусно использовали преимущества этого ландшафта, органично вписав в него архитектурные сооружения. Парку посвящено множество поэтических строк:

Тихий Павловский парк - нет прекраснее мест,
Чтобы сбросить с души суеты пустоту.
По тропинке уйду от людей в темный лес,
Обретая себя, вспоминая мечту.

Однако Бенуа далек от непосредственного или лирического восприятия павлоских пезйажей. Природа Павловска у него выглядит слишком рафинированной, искусственной, с ровными аллеями, расчерченными дорожками. Он изображает площадку Двенадцать дорожек в Старой Сильвии. Вглубь симметрично уходят три аллеи высоких сосен и елей. Рукотворная скульптура на фоне такой природной среды смотрится очень гармонично: слева изображена статуя Эвтерпы, музы лирической поэзии, справа - Мельпомены, музы трагедии. Подчеркнутая симметричность и сценографичность пространства только усиливает рациональный характер произведения. Колористическое решение традиционно для Бенуа сдержанно и благородно, коричневые и серые тона аккомпанируют феерии зеленых оттенков травы, листвы и хвои.

В Павловском пейзаже с его декоративной нарочитостью автор воссоздает атмосферу гармонии и равновесия, свойственную паркам эпохи классицизма. Здесь Бенуа снова погружается в свое любимое 18 столетие, вернее, ведет тонкую игру в "галантный век". Потому в изображениях знаменитых парков отсутствуют персонажи, они преходящи и изменчивы. Образ эпохи на века сохранили сами парки - мосты и фонтаны, аллеи и статуи. Они и стали главными героями пейзажей Бенуа. Обращаясь к парковым мотивам в страшные годы гражданской войны, художник, видимо, ищет эстетическую опору для дальнейшего творчества в стремительно преображающемся мире. Вскоре мир новой России перестал принимать слишком элитарное искусство Бенуа, и в 1926 году он навсегда покинул отечество, свой любимый Петербург и его окрестности.

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) приобрел известность как живописец, график, искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, организатор многочисленных выставок, музейный работник, активнейший деятель театра и кино, А. Н. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры ХХ века.

Александр Бенуа сформировался как художник и знаток искусства в очень талантливой художественной среде, он принадлежал к семье разносторонне одаренных художников, его отец был академик архитектуры Николай Леонтьевич Бенуа (1813-1898), видный зодчий эпохи историзма. В истории русского искусства известны также имена двух старших братьев Александра. Как мастер акварельной живописи прославился Альберт Николаевич Бенуа (1852-1936), учредитель Императорского общества акварелистов. Леонтий Николаевич Бенуа (1856-1928) стал выдающимся петербургским архитектором эпохи модерна, по его имени назван один из корпусов Русского музея - "корпус Бенуа".

Справочная информация

Павловск - дворцово-парковый ансамбль конца XVIII - начала XIX веков, расположенный в городе Павловске, пригороде Санкт-Петербурга. Ядром дворцово-паркового комплекса является Павловский дворец, который был летним дворцом Российского императора Павла I. К дворцу примыкает огромный парк, площадь которого около 600 га, что делает его одним из крупнейших пейзажных парков в Европе. Дворец и парк строились на протяжении около полувека тремя поколениями архитекторов и оформителей: Чарльз Камерон, Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Карло Росси. В 1918 году - организован историко-художественный и природный музей-заповедник.

Старая Сильвия - один из районов Павловского парка ("Сильвия" в переводе с итальянского - лес), который был создан по замыслу Бренны в 1797 году. Для Старой Сильвии характерна четкость планировочного "рисунка". Здесь предусмотрена система радиальных дорожек, пересекающихся на центральной круглой площадке. Этих дорожек двенадцать, почему и весь участок называется нередко Двенадцатью дорожками. Регулярный характер планировки подчеркнут стриженой растительностью - шпалерами акации, посаженной вдоль дорожек. В целом же Старая Сильвия - лесистый участок, в котором преобладают хвойные деревья. Лишь центральную площадку окружают дубы. Как и задумал архитектор Бренна, в облике Старой Сильвии важнейшая роль принадлежит бронзовой скульптуре. Статуя Аполлона Бельведерского в середине круглой площадки воспринимается как композиционный центр всего района, а вокруг бога - покровителя искусств расположено по кругу между аллеями-дорожками двенадцать фигур: девять муз - музыки и красноречия - Эвтерпа, трагедии - Мельпомена, комедии - Талия, танца - Терпсихора, любовной поэзии - Эрато, астрономии - Урания, гимнов - Полигимния, пения - Каллиопа, истории - Клио, а также покровитель торговли Меркурий, богиня красоты и изящества - Венера Каллипига и богиня весны и цветов Флора. Все эти фигуры были отлиты в мастерских Академии художеств мастерами-литейщиками В. Екимовым, В. Можаевым, Е. Гастеклу по моделям известного ваятеля академика Ф. Гордеева. Предназначались они для Царского Села, но затем были установлены в Павловском парке. Во время Второй мировой войны статуи Старой Сильвии были зарыты в землю. Благодаря этому их удалось спасти, и после войны бронзовые скульптуры вновь заняли свои прежние места.

"Мир искусства", мирискусники - объединение художников, созданное в Петербурге в конце XIX в., заявившее о себе журналом и выставками, от которых получило свое название. В "Мир искусства" входили в разное время русские художники: Л. Бакст, А. Бенуа, М. Врубель, А. Головин, М. Добужинский, К. Коровин, Е. Лансере, И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов, К. Сомов и др. Всех их, очень разных, объединил протест против официального искусства, насаждаемого Академией, и натурализма художников-передвижников.

Ретроспективизм - обращение к прошлому; в искусстве - любование им, а также - ориентация на искусство прошлого, на существовавшие прежде стили и направления. Особенное распространение ретроспективизм получил в искусстве рубеже 19-20 веков.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева