20. Сравнение калорийности хлеба и масла.

У: Как узнать, сколько тепла дает нам еда или горючее? (Вернемся к этому вопросу).
Лиза: Можно сравнить кусок дерева и сухое горючее. Поставить кастрюлю с водой и поджечь. На сколько градусов вода нагреется…
У: Или – сколько воды сможет нагреть на 1 градус. Верно? Но используют не кастрюлю, а прибор – калориметр (ученики списывают название с доски).
Нам интересно жечь не топливо, а еду. Вот то, что мы едим. – Учитель показывает детям сухарики и дает понюхать и определить по запаху подсолнечное масло в баночке.
У: Сколько нужно взять масла и хлеба? (Одинаковое количество)
Уравновесим чашечку для масла. Положим кусочек хлеба и будем капать по капле масло в чашечку, чтобы уравновесить маслом кусочек хлеба. Считайте по капле.
Учитель капает, дети считают вслух.

подготовка опыта начало опыта

У: Теперь я положу на весы одинаковые кусочки ваты. Один кусочек нам нужен для того, чтобы масло загорелось. Если его просто налить в блюдце, оно не загорится по понятной причине. Что это за понятная причина? (нет доступа воздуха). А зачем нужен второй кусочек? (Чтобы все было одинаковым в опыте с маслом и с хлебом).
Учитель берет масло в чашечке, скручивает вату, вымакивает ею все масло из чашечки, кладет на решетку и поджигает. Помощник учителя держит ложку со льдом над огнем. Учитель по ходу горения масла отбирает пипеткой образующуюся в ложке воду и переливает ее в пробирку. Одновременно он комментирует для детей все происходящее.

продолжение опыта продолжение опыта

Затем аналогичный опыт проводится с хлебом.
Илья: Льда должно быть одинаково.
Саша: Нет, нам не важно, сколько льда. Он же не весь тает. Мы смотрим, сколько получается воды.
Воды, натаявшей при горении масла, получается примерно в два-три раза больше, чем при сгорании хлеба. (Хлеб может немного не догореть, а масло частично капает вниз на блюдечко под решеткой. Количество остатков сравнивается. Дети убеждаются, что и там, и там понемногу осталось. Этим можно пренебречь).
Опыт зарисовывается (упрощенно) и записывается его результат:
"В пробирках талая вода, лед растаял от тепла сгоревших продуктов."

схема1
продолжение опыта конец опыта

У: Давайте назовем этот опыт.
Д: Опыт с маслом и хлебом.
У: Определяем что?
Д: Калорийность.
У: В числах?
Д: Нет. Сравниваем. Видим, где калорийность больше, но не можем точно узнать, на сколько.
Учитель записывает: «Опыт по сравнению калорийности масла и хлеба».
Дети делают 2 типа выводов:
Лиза: Калорийность масла больше, чем калорийность хлеба.
Полина: масло при сгорании дает больше тепла, чем хлеб.
У: В чем тонкая разница между этими двумя выводами? А если взять 200 г хлеба и 1 г масла, что даст больше тепла?
Д: Нужно учитывать количество. Калорийность на определенное количество.
У: А калорийность – это и есть тепло с учетом количества.
Записывается вывод из опыта: "Калорийность масла больше, чем калорийность хлеба."