ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО»

___________________________________________________________________________

 

Кафедра психология педагогической деятельности и усовершенствования педагогического образования

 

 

Комплект учебно-методических материалов к учебной дисциплине/спецкурсу: Педагогическое проектирование образовательного процесса

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________________

 

"____"______________200_г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебной дисциплине/спецкурсу Педагогическое проектирование образовательного процесса

 

Специальность            050502.65._____         «Технология и предпринимательство»__

                                    код ОКСО                                                             наименование

 

Факультет       инженерно-педагогический

 

Курс    обучения                                            __4_____/_______/________

 

Семестр                                                         __8_____/_______/________

 

Всего часов по учебному плану:                                _144___

В том числе по модулям:

Модуль Теоретические основы педагогического проектирования образовательного процесса – 20 часов - очная

Модуль Формирование компетенции педагогического проектирования образовательного процесса – 48 часов - очная

Модуль Технологическая поддержка курса «Технология» в средней школе – 76 часов - очная

…….

В том числе по формам обучения:                 очная / очно-заочная /заочная

            - лекции                                  __18_____/____________/_______

- практикум                            ___54____/____________/_______

                        - самостоятельная работа      ____72___/____________/_______

 

Формы итогового контроля знаний:

зачет                          __8__сем./ ____сем./ ____сем.

 

 

Калуга

2008


Содержание

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного курса.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение курса.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Модули

4.2. Индивидуальные творческие задания

4.3. Итоговый контроль

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы и к уровню освоения.

6. Литература, ПО и ЦОР

7. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

 

1.     Общие положения

Стратегия развития современного общества на основе знаний и высокоэффективных технологий потребовала внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, активизировала поиск новых моделей образования, направленных на повышение уровня квалификации и профессионализма педагогов, на удовлетворение потребностей общества в специалистах, способных к успешной адаптации и самореализации в развитом, информационном обществе.

На смену «хорошо обученному» специалисту приходит «быстро обучаемый», который способен самостоятельно осваивать новые знания в процессе своей будущей профессиональной деятельности. Подготовка таких специалистов – одна из стратегических задач современной школы.

Наиболее эффективным средством решения этой задачи является активное и методически грамотное внедрение в систему образования информационно-коммуникационных технологий и средств электронного обучения.

Цифровые образовательные ресурсы нового поколения (в дальнейшем – ЦОР), разрабатываемые в рамках федерального проекта «Информатизация системы образования», призваны стать одним из тех инструментов педагогической деятельности будущего учителя, которые помогут ему в реализации поставленных целей.

Для эффективного использования ЦОР выпускник педагогического вуза должен сам в совершенстве овладеть этими ресурсами, хорошо знать их технические и дидактические возможности, а также обладать творческим потенциалом для самостоятельного развития заложенных в них идей.

Основная цель курса заключается в том, чтобы дать специальные компетентности в педагогическом проектировании учебных материалов, определяющей его способность решать профессиональные задачи использования цифровых образовательных ресурсов и информационных и коммуникационных технологий в образовательной сфере

Задачи курса:

·        дать представление о педагогическом проектировании образовательного процесса;

·        обеспечить практику в решении типовых профессионально-методических задач с использованием цифровых образовательных ресурсов.

·        формирование у студентов знаний о назначении и использовании информационных образовательных систем в учебном процессе в основной школе; 

·        формирование у студентов умений педагогически и методически грамотно создавать информационные образовательные системы и планировать различные виды работ с их использованием;

·        способствовать развитию творческого потенциала будущего учителя, необходимого ему для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях информационного общества.

В результате усвоения содержания курса студенты должны получить систематизированные представления о возможностях использования цифровых образовательных ресурсов в обучении технологии. С другой стороны, усвоение содержания курса предполагает осознание студентами необходимости информатизации образования как компонента современного фундаментального образования в своей предметной области в единстве его основных функций: целеполагания, реализации поставленных целей, включая выработку индивидуальных стратегий их достижения, объективной оценки, самооценки и коррекции результатов своей деятельности. Перечисленные составляющие учебной деятельности должны явиться основой развития у будущих специалистов таких важных профессиональных качеств, как независимость мышления и действий в своей профессиональной области, самостоятельность и ответственность в выборе и принятии решений, готовность и желание повышать свой профессиональный уровень.

С учетом ориентации дисциплины на преподавательскую, научно-методическую, воспитательную, культурно-просветительскую виды профессиональной деятельности изучение курса способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности специалиста:

·        использование ЦОР при проведении различных форм учебных занятий и в различных видах учебной деятельности;

·        стимулировать применение возможности ИКТ для организации системы контроля и оценки качества действий учащихся;

·        стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с использованием ЦОР, учитывая психолого-педагогические требования, предъявляемые к образованию и обучению;

·        анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

·        выполнять методическую работу, связанную с использованием ЦОР, в составе школьных и других УМО.

Таким образом, в результате изучения курса у студентов

·        закрепляются теоретические знания в области методики обучения технологии;

·        вырабатывается системный подход к решению профессиональных задач в области обучения технологии;

·        формируются методические навыки и умения в области информатизации образования;

·        развивается профессиональная компетентность, гибкое методическое мышление.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля/курса

Спецкурс входит в дисциплины предметной подготовки (ДПП), в рамках Дисциплины специализации (ДДС) при подготовке по специальности 050502.65 «Технология и предпринимательство» (учитель технологии и предпринимательства). Курс является одним из компонентов подготовки будущих специалистов и в качестве такового способствует углублению и расширению профессиональной компетенции студентов как интегральной составляющей образования и самообразования специалиста.

После освоения курса студент должен овладеть следующими компетенциями:

·              на уровне ключевых компетентностей: овладение общими знаниями в области применения информационных технологий, формирование умений по организации работы, направленной на выявление проблем и поиска путей их решения, овладение коммуникативными умениями для работы в неоднородных группах, формирование критического мышления;

·              на уровне базовых компетентностей: развитие гибкого профессионального мышления, овладение знаниями по организации групповой проектно-ориентированной работы с использованием ЦОР, содействие развитию творческой инициативы у будущих учителей;

·              на уровне специальных компетентностей: получение знаний об педагогическом проектировании, о технических и дизайн-эргономических требованих к ЦОР, об основных ЦОР по технологии и проектированию, овладение знаниями и приемами конструирования образовательной деятельности учащихся с использованием ЦОР, 

·              формирование умений по управлению учебной деятельностью учащихся при изучении компонентов содержания школьного курса технологии.

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля/курса

Приводится распределение часов модульной учебной дисциплины/спецкурса по модулям, в соответствии с учебным планом (таблица):

Название модуля

 

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр[1]

в неделю

в год

в год

Теоретические основы педагогического проектирования образовательного процесса

20

8

4

 

 

Формирование компетенции педагогического проектирования образовательного процесса

48

8

4

 

 

Технологическая поддержка курса «Технология» в средней школе

76

8

4

 

 

Итого:

144

 

 

 

 

 

Приводится распределение часов модульной учебной дисциплины/спецкурса по видам учебной деятельности в соответствии с учебным планом (таблица).

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

в год

Лекции

18

8

4

 

 

Лабораторные занятия

18

8

4

 

 

Практические занятия

36

8

4

 

 

Самостоятельная работа

72

8

4

 

 

Итого

144

 

 

 

 

 

В том числе по модулям (таблица),

Модуль Теоретические основы педагогического проектирования образовательного процесса  

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

в год

Лекции

14

8

4

 

 

Лабораторные занятия

 

 

 

 

 

Практические занятия

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

6

 

4

 

 

Итого

20

 

 

 

 

 

Модуль Формирование компетенции педагогического проектирования образовательного процесса

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

Очная

очно-заочная

заочная

в семестр

В неделю

в год

в год

Лекции

4

8

4

 

 

Лабораторные занятия

10

8

4

 

 

Практические занятия

10

8

4

 

 

Самостоятельная работа

24

8

4

 

 

Итого

48

 

 

 

 

 

Модуль Технологическая поддержка курса «Технология» в средней школе

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

в год

Лекции

 

 

 

 

 

Лабораторные занятия

8

8

4

 

 

Практические занятия

26

8

4

 

 

Самостоятельная работа

42

8

4

 

 

Итого

76

 

 

 

 

 

Приводится понедельное распределение изучения учебной дисциплины/спецкурса с учетом возможности перекрытия модулей (таблица):

Название модуля

 

Всего

недель

Распределение по по формам обучения

Очная

очно-заочная

заочная

номера недель

 

номера недель

номера недель

Теоретические основы педагогического проектирования образовательного процесса

3.5

1.2.3.4

 

 

Формирование компетенции педагогического проектирования образовательного процесса

6

4.5.6.7.8.9.10

 

 

Технологическая поддержка курса «Технология» в средней школе

8.5

10.11.12.13.14.15.16.17.18

 

 

4. Требования к обязательному уровню подготовки по учебной дисциплине/спецкурсу

         4.1. Модули

Наименование модуля

Тип модуля

Краткое содержание модуля

Формируемая компетентность

Формы входного контроля

Формы выходного контроля

1

Теоретические основы педагогического проектирования образовательного процесса

общетеоретический

теоретические основы педагогического проектирования. Субъекты и объекты проектировочной деятельности. организация проектной деятельности. основные объекты педагогического проектирования. требования к участникам педагогического проектирования. основания для классификации и виды цор. дизайн-эргономические требования к цор.

получение знаний о педагогическом проектировании о технических и дизайн-эргономических требованих к ЦОР, об основных ЦОР по технологии и проектированию, овладение общими знаниями в области применения информационных технологий в образовательном процессе, формирование умений по организации работы, направленной на выявление проблем и поиска путей их

Рефлексивное эссе

Тест

2

Формирование компетенции педагогического проектирования образовательного процесса

Методический

Работы по созданию элементов проектов на всех этапах и в различных ролях. Рассмотрение вопросов знакомства с ЦОР с точки зрения профессионльного применения в преподавательской деятельности, требования к ним

формирование умений по организации работы, направленной на выявление проблем и поиска путей их решения, овладение коммуникативными умениями для работы в неоднородных группах, формирование критического мышления; развитие гибкого профессионального мышления, овладение знаниями по организации групповой проектно-ориентированной работы с использованием ЦОР, содействие развитию творческой инициативы у будущих учителей;

овладение знаниями и приемами конструирования образовательной деятельности учащихся с использованием ЦОР

тест

Творческий проект

3

Технологическая поддержка курса «Технология» в средней школе

Технологический

Работа по созданию педагогического проекта с использованием готового ЦОР или создание своего.

овладение коммуникативными умениями для работы в неоднородных группах, формирование критического мышления; формирование умений по управлению учебной деятельностью учащихся при изучении компонентов содержания школьного курса технологии,

Создание сценария

Творческий проект

4.2. Индивидуальные творческие задания

Создание педагогических проектов по любому из разделов «Технологии» с обязательным использованием готовых ЦОР или создание своего, для этого используются материалы второго модуля.

4.3. Итоговый контроль

Итоговый контроль – зачет. Зачет проводится в форме защиты самостоятельно выполненных индивидуальных творческих проектов.

1 модуль – тест.

2 модуль - творческий проекты.

3 модуль – творческий проект.

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы и к  уровню усвоения

Краткое содержание

Формируемая компетентность

Формы входного контроля

Формы выходного контроля

1

теоретические основы педагогического проектирования. субъекты и объекты проектировочной деятельности. организация проектной деятельности. основные объекты педагогического проектирования. требования к участникам педагогического проектирования. основания для классификации и виды цор. дизайн-эргономические требования к цор

получение знаний о педагогическом проектировании, о технических и дизайн-эргономических требованих к ЦОР, об основных ЦОР по технологии и проектированию, овладение общими знаниями в области применения информационных технологий в образовательном процессе, формирование умений по организации работы, направленной на выявление проблем и поиска путей их

Рефлексивное эссе

Тест

2

Работы по созданию проектов на всех этапах и в различных ролях. Рассмотрение вопросов знакомства с ЦОР с точки зрения профессионального применения в преподавательской деятельности. требования к ним

формирование умений по организации работы, направленной на выявление проблем и поиска путей их решения, овладение коммуникативными умениями для работы в неоднородных группах, формирование критического мышления; развитие гибкого профессионального мышления, овладение знаниями по организации групповой проектно-ориентированной работы с использованием ЦОР, содействие развитию творческой инициативы у будущих учителей;

овладение знаниями и приемами конструирования образовательной деятельности учащихся с использованием ЦОР

тест

Творческий проект

3

Работа по созданию педагогического проекта с использованием готового ЦОР или создание своего.

овладение коммуникативными умениями для работы в неоднородных группах, формирование критического мышления; формирование умений по управлению учебной деятельностью учащихся при изучении компонентов содержания школьного курса технологии,

Создание сценария

Творческий проект

6. Литература, ПО, ЦОР (основная и дополнительная)

         6.1. Основные

Литература

Автор

 

Название

Выходные данные

1

Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой

Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна

М.: Издательский дом "Камерон", 2004

2

Безрукова В. С. –

 

Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов.

Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996.

3

А.Ю. Уваров

"Электронный учебник: теория и практика"

Изд. УРАО, М.: 1999.

4

Кречетников К.Г..

Методология проектирования, оценки качества и применения средств информационных технологий обучения

М.: Госкоорцентр, 2002.

5

Радионов В.Е

Нетрадиционное педагогическое проектирование

Учеб. пособие. - СПб.: СПбГТУ, 1996.

6

Заир-Бек Е.С.

Основы педагогического проектирования. -

СПб.1995.

7

Кальней В.А., Капралова B.C., Поляков В.А.

 

Основы методики трудового и профессионального обучения.

М.: Просвещение, 1987.

8

Безрукова В.С.

Профессиональная педагогика:

Учеб. для студ., обуч. по пед. спец-м и направлениям. - М.: Ассоц. «Профобразование», 1997.

9

И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская

Педагогическое проектирование

М. «Академия», 2005

10

Матросов А.В., Сергеев А.О., Чаунин М.П.

HTML 4.0.

Учебное пособие . СПб.: БХВ, 1999, 672 с.

11

Фленов М.Е.

Библия Delphi

Учебное пособие СПб.: БХВ, 2004, 880 с.

12

Фленов М.Е.

Программирование в Delphi глазами хакера

Учебное пособие СПб.: БХВ, 2003, 368 с.

13

Архангельский А.Я.

Приемы программирования в Delphi

Учебное пособие Москва: ООО «Бином-Пресс», 2003, 784 с.

14

Беренфельд Б.С., Бутягина К.Л.

Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ

Вопросы образования, 2005, №3

15

Захарова И.Г.

Информационные технологии в образовании

 

Учебное пособие М.: «Академия», 2003.-192с.

16

Роберт И.В.

Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.

Учебник М.: "Школа-Пресс", 1994.

17

Роберт И.В., Самойленко П. И. 

Информационные технологии в науке и образовании Учебное пособие

Учебное пособие М.: 1998

18

Сайков Б.П.

Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

19

Уваров А.Ю.

Педагогический дизайн

«Информатика» Приложение к газете 1 сентября «Жаркое лето 2003».

 

20

Монахов В.М.

 

Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.

Волгоград: Перемена, 1995

ПО

Название

Назначение

Выходные данные

1

Программное обеспечение Office 2003 Professional

Обеспечение работы (текстовый, табличный, графически и т.д.)

ПО лаборатории

2

Программное обеспечение MACROMEDIA Studio MX 2004 with Flash Professional

Веб дизайн

ПО лаборатории

3

Программное обеспечение Maya Complete 7.0 Bundle AcademicEdition

3D анимация

ПО лаборатории

4

Программное обеспечение BDS 2006 Professional Education

Система программирования

ПО лаборатории

ЦОР

Название

Назначение

Выходные данные

1

Презентации в Power Point для лекционных занятий

Схемы, рисунки

Электронный

2

«Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»»

Электронное издание

ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН»

3

"Инструмент. компьютерные среды (ИКС) и методики их использования для студентов педвузов и учителей в системе среднего (полного) общего образования с поддержкой элементов проектировочной деятельности"

Электронное издание

 

         6.2. Дополнительные.

Литература

Автор

 

Название

Выходные данные

1

Шапошников И.В.

Интернет-программирование

Учебное пособие СПб.: БХВ, 2000.

2

Соколов С.А.

JavaScript в примерах, типовых решениях и задачах

Учебное пособие Москва: Изд. дом «Вильямс», 2006

3

Тюкачев Н.,

Свиридов Ю.

Delphi 5. Создание мультимедийных приложений.

Учебное пособие СПб.: Питер, 2001.

4

Порев В.Н.

Компьютерная графика

Учебное пособие СПб.: БХВ, 2002.

5

Краснов М.В.

OpenGL. Графика в проектах Delphi

Учебное пособие СПб.: БХВ, 2000.

6

Краснов М.В.

DirectX. Графика в проектах Delphi

Учебное пособие СПб.: БХВ, 2001.

7

Калверт Ч.

JBuilder. Разработка профессиональных приложений

Учебное пособие Киев: ТИД «Диа-Софт», 2004.

8

Ефимова О.В., Моисеева М.В., Шафрин Ю.А..

Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры, задачи

М.: АБФ, 1997, ил.

9

Под ред. Полат Е.С

Компьютерные телекоммуникации - школе. Пособие для учителя

М..1995

ПО

Название

Назначение

Выходные данные

1

Программное обеспечение Office 2003 Professional

Обеспечение работы (текстовый, табличный, графически и т.д.)

ПО лаборатории

2

Программное обеспечение Adobe Illustrator CS

Издательская система

ПО лаборатории

3

Программное обеспечение Adobe Photoshop CS

Графический редактор

ПО лаборатории

4

Программное обеспечение Forge Audio Studio  8

Редактор по работе со звуком

ПО лаборатории

5

Программное обеспечение Adobe Premiere Pro 2.0

Редактор по работе с видео

ПО лаборатории

6

Программное обеспечение Power Video convertor

Программное обеспечение по работе с аудио и видео

ПО лаборатории

7

Программное обеспечение Adobe Encore DVD 2.0

Программное обеспечение по работе с DVD

ПО лаборатории

ЦОР

Название

Назначение

Выходные данные

1

Технология. Прекрасное рядом с тобой 1 класс

Куревина О.А., Лутцева Е.А.

№ELSP/A2/Gr/001_002-3/23/06

ЗАО "1С Акционерное общество"

Крупа Т. В.
krut@1c.ru;
Минаенко Олеся
688-89-29, 258-44-08

2

Технология. Прекрасное рядом с тобой 2 класс

Куревина О.А., Лутцева Е.А.

№ELSP/A2/Gr/001_002-3/23/06

3

Технология. Прекрасное рядом с тобой. 3 класс

Куревина О.А., Лутцева Е.А.

№ELSP/A2/Gr/001_002-3/23/06

4

Учебное электронное издание по курсу «Компьютерная графика и дизайн»

 

ООО ММТ и ДО

5

Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»»

 

ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН»

 

7. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

В преподавании спецкурса необходимо учитывать место каждого занятия в структуре с точки зрения иерархии учебных целей и задач, определяемой логикой компетентностного подхода к подготовке специалиста с учетом последовательности усвоения материала, обеспечивающей преемственность теории и практики в овладении студентами содержанием обучения. В процессе работы в рамках курса закрепляются и формируются элементы основных компетентностей будущего специалиста. При этом обязательно учитываются межпредметные связи модуля – с курсами методики, педагогики, психологии, практическим и теоретическим курсами преподавания.

Структура курса предполагает три основных вида учебных занятий: лекции, практические занятия и лабораторная работа. Для каждого вида занятий определяются свои цели и планируется информационная среда.

Для лекционной работы обязательной является наглядность, что достигается за счет демонстрации презентаций. Прикладной характер рассматриваемых вопросов предполагает четкое представление об особенностях изучаемых ЦОРов.

Практические занятия выстроены в логике компетентностного подхода в соответствии с ориентацией на широкое использование приобретенных элементов профессиональной компетенции в будущей образовательной деятельности специалиста, что обеспечивает инновационность целей. Наличие компьютерной информационной среды и соответствующих технологий обеспечивает  инновационность практических занятий в плане содержания, форм, методов и средств обучения. Практические занятия в рамках спецкурса проходят в компьютерной лаборатории. Данный вид работы способствует развитию гибкого и творческого мышления, а так же развивает умение самостоятельно решать поставленные проблемы. Разработанный в рамках практических занятий материал может включаться в состав ЦОРа.

В рамках лабораторной работы решаются две основные задачи: практическое применение и отработка навыков использования программного обеспечение, которое может быть полезным для организации обучения, а также практическое использование ЦОРа. Первая задача предполагает наличие у пользователей по крайней мере первичных знаний по работе с компьютером, дополнительная информация предлагается в виде электронного документа для самостоятельного ознакомления. Работа с ЦОРом предполагает первичное ознакомление. В связи с «недружественным» интерфейсом программы необходимой надо признать практику в освоении данного ЦОРа, что требует предварительной и последующей самостоятельной работы студентов в лаборатории.

 

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности 050502.65.«Технология и предпринимательство»

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры ППД и УНПО

и утверждена на 2007/2008 учебный год.

Протокол № ___ от «___»__________200__г.

 

Заведующий кафедрой _________________         Горбунова Т.В.

подпись                                     фамилия, инициалы

 

 



[1] При базовой продолжительности семестра 18  недель.