ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО _____________________________________________________________________

 

Кафедра психология педагогической деятельности и усовершенствования педагогического образования

 

 

 

Учебно-методический комплекс модуля

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Специальность    050502.65. «Технология и предпринимательство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга

2008


ВВЕДЕНИЕ

Практические занятия выстроены в логике компетентностного подхода в соответствии с ориентацией модуля на широкое использование приобретенных элементов профессиональной компетенции в будущей образовательной деятельности специалиста, что обеспечивает инновационность целей. Наличие компьютерной информационной среды и соответствующих технологий обеспечивает инновационность практических занятий в плане содержания, форм, методов и средств обучения. Практические занятия в рамках модуля проходят в компьютерной лаборатории. Разработанный в рамках практических занятий материал может включаться в состав ЦОРа.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Моделирование урока приобретения учащимися новых знаний с использованием ЦОР

Продолжительность 2 часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Учебная цель: Практика в моделировании урока приобретения новых знаний с использованием ЦОР.

Воспитательная цель: Развитие творческого потенциала будущего учителя.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Методические рекомендации и Руководство пользователя «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Материал лекции № 2-5 модуля 1, 2 модуля 2.

3. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Проектор, экран

 

2. Компьютерный класс, объединенный в сеть

 

 

3. ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Показ презентаций

Демонстрация сетевых возможностей программы

Демонстрация и использование в проектных заданиях

 

 

Соответствие минимальным системным требованиям ЦОРа

 

 

Установленный на компьютерах в режиме сетевой работы с местом ученика и местом учителя

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Творческий характер задания предполагает достаточно неплохое владение основами изучаемого ЦОРа, что позволит использование всех его возможностей. В связи с чем студентам рекомендуется дополнительная работа с ЦОРом дома или в лаборатории.

Представляемый урок должен принципиально отличаться по структуре и методам работы от традиционного, а использование ЦОРа не рассматриваться как эпизодическое. Каждый этап урока должен тщательно отрабатываться с учетом технических сложностей и потребностей. Для достижения наилучшего эффекта следует провести репетиционную презентацию с использованием необходимой техники.

Литература

Справочные материалы по ЦОРу «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в составе ЦОРа.

5. Практические задачи, задания, упражнения.

1) Построение урока приобретения новых знаний по одному из разделов технологии с использованием ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в режиме сетевой работы.

2) Построение урока приобретения новых знаний по одному из разделов технологии с использованием ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в режиме работы с проектором.

6. Задания студентам для самостоятельной работы.

Изучение структуры урока данного типа, осознание возможности применения ЦОР на одном из этапах урока.

Создание сценария урока из раздела Технология.

Подбор ЦОР по вашему разделу к созданному сценарию урока.

Особенно уделить внимание изучению нового материала.

7. Вопросы для обсуждения на занятии.

1) Планирование урока с использованием ЦОРа.

2) Режимы работы на уроке с применением ЦОРа.

3) Практическое применение ЦОРа.

4) Методическая эффективность используемых материалов.

5) Анализ представленных презентаций.

8. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Для достижения целей данного занятия целесообразно сконцентрироваться на решении следующих задач:

     - осознание вариативности использования материалов Библиотеки в ходе подготовки учителя к занятию и его проведения;

     - методически грамотная аргументация предлагаемых студентами вариантов выполнения заданий;

     - обоснованная оценка методической эффективности материалов ЦОР и УМК.

Предлагаемые практические и контрольные задания, а также задания для самостоятельной работы предусматривают применение студентами полученных знаний, умений и навыков в области использования информационных технологий в ситуациях, моделирующих ситуации будущей профессиональной деятельности, а именно:

- отбор материала ЦОР при подготовке к занятиям,

- оценка методического потенциала данного материала,

- определение возможностей взаимодействия материалов ЦОР и УМК,

- интегрирование материалов ЦОР в структуру учебного занятия,

- оценка эффективности материалов ЦОР, используемых в качестве дополнительных.  

Таким образом, на практическом занятии закрепляются и формируются элементы основных компетентностей будущего специалиста. При этом обязательно учитываются межпредметные связи модуля – с курсами методики, педагогики, психологии, практическим и теоретическим курсами технологий.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Моделирование урока формирования умений и навыков с использованием ЦОР

Продолжительность 2 часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Учебная цель: Практика в моделировании урока формирования умений и навыков с использованием ЦОР.

Воспитательная цель: Развитие творческого потенциала будущего учителя.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Методические рекомендации и Руководство пользователя «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Материал лекции № 2-5 модуля 1, 2 модуля 2.

3. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Проектор, экран

 

2. Компьютерный класс, объединенный в сеть

 

 

3. ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Показ презентаций

Демонстрация сетевых возможностей программы

Демонстрация и использование в проектных заданиях

 

 

Соответствие минимальным системным требованиям ЦОРа

 

 

Установленный на компьютерах в режиме сетевой работы с местом ученика и местом учителя

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Творческий характер задания предполагает достаточно неплохое владение основами изучаемого ЦОРа, что позволит использование всех его возможностей. В связи с чем студентам рекомендуется дополнительная работа с ЦОРом дома или в лаборатории.

Представляемый урок должен принципиально отличаться по структуре и методам работы от традиционного, а использование ЦОРа не рассматриваться как эпизодическое. Каждый этап урока должен тщательно отрабатываться с учетом технических сложностей и потребностей. Для достижения наилучшего эффекта следует провести репетиционную презентацию с использованием необходимой техники.

Литература

Справочные материалы по ЦОРу «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в составе ЦОРа.

5. Практические задачи, задания, упражнения.

1) Построение урока формирования умений и навыков по одному из разделов технологии с использованием ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в режиме сетевой работы.

2) Построение урока формирования умений и навыков по одному из разделов технологии с использованием ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в режиме работы с проектором.

6. Задания студентам для самостоятельной работы.

Изучение структуры урока данного типа, осознание возможности применения ЦОР на одном из этапах урока.

Создание сценария урока из раздела Технология.

Подбор ЦОР по вашему разделу к созданному сценарию урока.

Особенно уделить внимание самостоятельной работе учащихся на уроке.

7. Вопросы для обсуждения на занятии.

1) Планирование урока с использованием ЦОРа.

2) Режимы работы на уроке с применением ЦОРа.

3) Практическое применение ЦОРа.

4) Методическая эффективность используемых материалов.

5) Анализ представленных презентаций.

8. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Для достижения целей данного занятия целесообразно сконцентрироваться на решении следующих задач:

     - осознание вариативности использования материалов Библиотеки в ходе подготовки учителя к занятию и его проведения;

     - методически грамотная аргументация предлагаемых студентами вариантов выполнения заданий;

     - обоснованная оценка методической эффективности материалов ЦОР и УМК.

Предлагаемые практические и контрольные задания, а также задания для самостоятельной работы предусматривают применение студентами полученных знаний, умений и навыков в области использования информационных технологий в ситуациях, моделирующих ситуации будущей профессиональной деятельности, а именно:

- отбор материала ЦОР при подготовке к занятиям,

- оценка методического потенциала данного материала,

- определение возможностей взаимодействия материалов ЦОР и УМК,

- интегрирование материалов ЦОР в структуру учебного занятия,

- оценка эффективности материалов ЦОР, используемых в качестве дополнительных.  

Таким образом, на практическом занятии закрепляются и формируются элементы основных компетентностей будущего специалиста. При этом обязательно учитываются межпредметные связи модуля – с курсами методики, педагогики, психологии, практическим и теоретическим курсами технологий.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Моделирование урока применения знаний на практике с использованием ЦОР

Продолжительность 2 часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Учебная цель: Практика в моделировании урока применения новых знаний на практике с использованием ЦОР.

Воспитательная цель: Развитие творческого потенциала будущего учителя.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Методические рекомендации и Руководство пользователя «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Материал лекции № 2-5 модуля 1, 2 модуля 2.

3. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Проектор, экран

 

2. Компьютерный класс, объединенный в сеть

 

 

3. ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Показ презентаций

Демонстрация сетевых возможностей программы

Демонстрация и использование в проектных заданиях

 

 

Соответствие минимальным системным требованиям ЦОРа

 

 

Установленный на компьютерах в режиме сетевой работы с местом ученика и местом учителя

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Творческий характер задания предполагает достаточно неплохое владение основами изучаемого ЦОРа, что позволит использование всех его возможностей. В связи с чем студентам рекомендуется дополнительная работа с ЦОРом дома или в лаборатории.

Представляемый урок должен принципиально отличаться по структуре и методам работы от традиционного, а использование ЦОРа не рассматриваться как эпизодическое. Каждый этап урока должен тщательно отрабатываться с учетом технических сложностей и потребностей. Для достижения наилучшего эффекта следует провести репетиционную презентацию с использованием необходимой техники.

Литература

Справочные материалы по ЦОРу «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в составе ЦОРа.

5. Практические задачи, задания, упражнения.

1) Построение урока применения новых знаний на практике по одному из разделов технологии с использованием ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в режиме сетевой работы.

2) Построение урока применения новых знаний на практике по одному из разделов технологии с использованием ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в режиме работы с проектором.

6. Задания студентам для самостоятельной работы.

Изучение структуры урока данного типа, осознание возможности применения ЦОР на одном из этапах урока.

Создание сценария урока из раздела Технология.

Подбор ЦОР по вашему разделу к созданному сценарию урока.

7. Вопросы для обсуждения на занятии.

1) Планирование урока с использованием ЦОРа.

2) Режимы работы на уроке с применением ЦОРа.

3) Практическое применение ЦОРа.

4) Методическая эффективность используемых материалов.

5) Анализ представленных презентаций.

8. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Для достижения целей данного занятия целесообразно сконцентрироваться на решении следующих задач:

     - осознание вариативности использования материалов Библиотеки в ходе подготовки учителя к занятию и его проведения;

     - методически грамотная аргументация предлагаемых студентами вариантов выполнения заданий;

     - обоснованная оценка методической эффективности материалов ЦОР и УМК.

Предлагаемые практические и контрольные задания, а также задания для самостоятельной работы предусматривают применение студентами полученных знаний, умений и навыков в области использования информационных технологий в ситуациях, моделирующих ситуации будущей профессиональной деятельности, а именно:

- отбор материала ЦОР при подготовке к занятиям,

- оценка методического потенциала данного материала,

- определение возможностей взаимодействия материалов ЦОР и УМК,

- интегрирование материалов ЦОР в структуру учебного занятия,

- оценка эффективности материалов ЦОР, используемых в качестве дополнительных.  

Таким образом, на практическом занятии закрепляются и формируются элементы основных компетентностей будущего специалиста. При этом обязательно учитываются межпредметные связи модуля – с курсами методики, педагогики, психологии, практическим и теоретическим курсами технологий.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Моделирование урока повторения, систематизации и обобщения знаний с использованием ЦОР

Продолжительность 2 часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Учебная цель: Практика в моделировании урока повторения, систематизации и обобщения знаний с использованием ЦОР.

Воспитательная цель: Развитие творческого потенциала будущего учителя.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Методические рекомендации и Руководство пользователя «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Материал лекции № 2-5 модуля 1, 2 модуля 2.

3. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Проектор, экран

 

2. Компьютерный класс, объединенный в сеть

 

 

3. ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Показ презентаций

Демонстрация сетевых возможностей программы

Демонстрация и использование в проектных заданиях

 

 

Соответствие минимальным системным требованиям ЦОРа

 

 

Установленный на компьютерах в режиме сетевой работы с местом ученика и местом учителя

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Творческий характер задания предполагает достаточно неплохое владение основами изучаемого ЦОРа, что позволит использование всех его возможностей. В связи с чем студентам рекомендуется дополнительная работа с ЦОРом дома или в лаборатории.

Представляемый урок должен принципиально отличаться по структуре и методам работы от традиционного, а использование ЦОРа не рассматриваться как эпизодическое. Каждый этап урока должен тщательно отрабатываться с учетом технических сложностей и потребностей. Для достижения наилучшего эффекта следует провести репетиционную презентацию с использованием необходимой техники.

Литература

Справочные материалы по ЦОРу «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в составе ЦОРа.

5. Практические задачи, задания, упражнения.

1) Построение урока повторения, систематизации и обобщения знаний по одному из разделов технологии с использованием ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в режиме сетевой работы.

2) Построение урока повторения, систематизации и обобщения знаний по одному из разделов технологии с использованием ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в режиме работы с проектором.

6. Задания студентам для самостоятельной работы.

Изучение структуры урока данного типа, осознание возможности применения ЦОР на одном из этапах урока.

Создание сценария урока из раздела Технология.

Подбор ЦОР по вашему разделу к созданному сценарию урока.

Особое внимание уделить повторению материала.

7. Вопросы для обсуждения на занятии.

1) Планирование урока с использованием ЦОРа.

2) Режимы работы на уроке с применением ЦОРа.

3) Практическое применение ЦОРа.

4) Методическая эффективность используемых материалов.

5) Анализ представленных презентаций.

8. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Для достижения целей данного занятия целесообразно сконцентрироваться на решении следующих задач:

     - осознание вариативности использования материалов Библиотеки в ходе подготовки учителя к занятию и его проведения;

     - методически грамотная аргументация предлагаемых студентами вариантов выполнения заданий;

     - обоснованная оценка методической эффективности материалов ЦОР и УМК.

Предлагаемые практические и контрольные задания, а также задания для самостоятельной работы предусматривают применение студентами полученных знаний, умений и навыков в области использования информационных технологий в ситуациях, моделирующих ситуации будущей профессиональной деятельности, а именно:

- отбор материала ЦОР при подготовке к занятиям,

- оценка методического потенциала данного материала,

- определение возможностей взаимодействия материалов ЦОР и УМК,

- интегрирование материалов ЦОР в структуру учебного занятия,

- оценка эффективности материалов ЦОР, используемых в качестве дополнительных.  

Таким образом, на практическом занятии закрепляются и формируются элементы основных компетентностей будущего специалиста. При этом обязательно учитываются межпредметные связи модуля – с курсами методики, педагогики, психологии, практическим и теоретическим курсами технологий.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Моделирование комбинированного урока с использованием ЦОР

Продолжительность 2 часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Учебная цель: Практика в моделировании комбинированного урока с использованием ЦОР.

Воспитательная цель: Развитие творческого потенциала будущего учителя.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Методические рекомендации и Руководство пользователя «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Материал лекции № 2-5 модуля 1, 2 модуля 2.

3. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Проектор, экран

 

2. Компьютерный класс, объединенный в сеть

 

 

3. ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Показ презентаций

Демонстрация сетевых возможностей программы

Демонстрация и использование в проектных заданиях

 

 

Соответствие минимальным системным требованиям ЦОРа

 

 

Установленный на компьютерах в режиме сетевой работы с местом ученика и местом учителя

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Творческий характер задания предполагает достаточно неплохое владение основами изучаемого ЦОРа, что позволит использование всех его возможностей. В связи с чем студентам рекомендуется дополнительная работа с ЦОРом дома или в лаборатории.

Представляемый урок должен принципиально отличаться по структуре и методам работы от традиционного, а использование ЦОРа не рассматриваться как эпизодическое. Каждый этап урока должен тщательно отрабатываться с учетом технических сложностей и потребностей. Для достижения наилучшего эффекта следует провести репетиционную презентацию с использованием необходимой техники.

Литература

Справочные материалы по ЦОРу «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в составе ЦОРа.

5. Практические задачи, задания, упражнения.

1) Построение комбинированного урока по одному из разделов технологии с использованием ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в режиме сетевой работы.

2) Построение комбинированного урока по одному из разделов технологии с использованием ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в режиме работы с проектором.

6. Задания студентам для самостоятельной работы.

Изучение структуры урока данного типа, осознание возможности применения ЦОР на одном из этапах урока.

Создание сценария урока из раздела Технология.

Подбор ЦОР по вашему разделу к созданному сценарию урока.

Особое внимание уделить разнообразию дидактических задач решаемых на уроке.

7. Вопросы для обсуждения на занятии.

1) Планирование урока с использованием ЦОРа.

2) Режимы работы на уроке с применением ЦОРа.

3) Практическое применение ЦОРа.

4) Методическая эффективность используемых материалов.

5) Анализ представленных презентаций.

8. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Для достижения целей данного занятия целесообразно сконцентрироваться на решении следующих задач:

     - осознание вариативности использования материалов Библиотеки в ходе подготовки учителя к занятию и его проведения;

     - методически грамотная аргументация предлагаемых студентами вариантов выполнения заданий;

     - обоснованная оценка методической эффективности материалов ЦОР и УМК.

Предлагаемые практические и контрольные задания, а также задания для самостоятельной работы предусматривают применение студентами полученных знаний, умений и навыков в области использования информационных технологий в ситуациях, моделирующих ситуации будущей профессиональной деятельности, а именно:

- отбор материала ЦОР при подготовке к занятиям,

- оценка методического потенциала данного материала,

- определение возможностей взаимодействия материалов ЦОР и УМК,

- интегрирование материалов ЦОР в структуру учебного занятия,

- оценка эффективности материалов ЦОР, используемых в качестве дополнительных.  

Таким образом, на практическом занятии закрепляются и формируются элементы основных компетентностей будущего специалиста. При этом обязательно учитываются межпредметные связи модуля – с курсами методики, педагогики, психологии, практическим и теоретическим курсами технологий.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Моделирование содержания и методика проведения вводного инструктажа с использованием ЦОР к урокам разного типа.

Продолжительность 4 часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Практика в моделировании вводного инструктажа на уроках разного типа с использованием ЦОР.

Прививать умения психологически настраивать учащихся на сознательное, активное выполнение установок преподавателя.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

При проведении вводного инструктажа перед учащимися ставится отчетливо, ясно цель предстоящей работы и пути ее достижения. Здесь важно соблюсти несколько условий.

1.  Зная индивидуальные свойства личности каждого своего; ученика, так построить объяснение технологических (или иных аспектов) приемов работы, чтобы каждый учащийся проникся уверенностью в посильности задания и четким представлением о  последовательности своих действий при его выполнении. Если провести объяснение, то учащиеся психологически будут настроены на активную реализацию установок учителя.

2.  Непременное условие вводного инструктажа — предупреждение о типичных ошибках, которые могут быть допущены в процессе самостоятельной работы. Ведь все работы по программе типовые, а следовательно, из года в год ученики испытывают примерно одни и те же трудности и допускают одинаковые ошибки, которые учитель способен предвидеть. Предупреждение о них  стимулирует мотивацию качественного выполнения приемов, стремления к технологической дисциплине.

3.  Обязательным элементом вводного инструктажа должно быть обращение к безопасному выполнению приемов, сознательному соблюдению правил безопасности труда. Предупреждая детский травматизм, следует подробно рассказать, какие последствия влечет за собой небрежность, невнимательность, шалость во время работы и т.п.

На вводном инструктаже закладывается фундамент успеха (или "неудачи) вашего урока.

Вводный инструктаж учащихся на занятиях технологии является обязательным и может включать следующие вопросы:

·                назначение изделия и значение деятельности по его выполнению;

·                технология изделия и ее особенности в данном случае;

·                правила пользования оборудованием и инструментами (демонстрация, показ);

·                показ наиболее рациональных приемов и способов выполнения учебно-производственного задания;

·                правила техники безопасности при выполнении данного изделия;

·        организация рабочего места для данного случая работы;

·        основные критерии оценки качества (годности) данного изделия  и др.

Методические рекомендации и Руководство пользователя «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Материал лекции № 2-5 модуля 1, 2 модуля 2.

3. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Проектор, экран

 

2. Компьютерный класс, объединенный в сеть

 

 

3. ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Показ презентаций

 

Демонстрация сетевых возможностей программы

Демонстрация и использование в проектных заданиях

 

 

Соответствие минимальным системным требованиям ЦОРа

 

 

Установленный на компьютерах в режиме сетевой работы с местом ученика и местом учителя

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Творческий характер задания предполагает достаточно неплохое владение основами изучаемого ЦОРа, что позволит использование всех его возможностей. В связи с чем студентам рекомендуется дополнительная работа с ЦОРом дома или в лаборатории.

Литература

Справочные материалы по ЦОРу «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в составе ЦОРа.

5. Практические задачи, задания, упражнения.

1) Продумать, как ознакомить учащихся с различными положениями вводного инструктажа различных типов урока с использованием ЦОРов.

2) Представить, как лучше провести показ приемов работы с помощью ЦОРов.

3) Продумать, возможна ли активизация познавательной деятельности учащихся в ходе вводного инструктажа и как ее обеспечить с помощью ЦОРов.

6. Задания студентам для самостоятельной работы.

Изучение особенностей проведения вводного инструктажа на уроках разного типа, осознание возможности применения ЦОР на них.

Создание сценария вводного инструктажа к урокам разного типа. с помощью ЦОРов.

Подбор ЦОР по вашему разделу к созданному сценарию урока.

Особое внимание уделить разнообразию дидактических задач решаемых на данном этапе урока.

7. Вопросы для обсуждения на занятии.

1) Планирование вводного инструктажа с использованием ЦОРа.

2) Режимы работы на уроке с применением ЦОРа.

3) Практическое применение ЦОРа.

4) Методическая эффективность используемых материалов.

5) Анализ представленных презентаций.

8. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Для достижения целей данного занятия целесообразно сконцентрироваться на решении следующих задач:

     - осознание вариативности использования материалов Библиотеки в ходе подготовки учителя к вводному инструктажу уроков разного типа и его проведения;

     - методически грамотная аргументация предлагаемых студентами вариантов выполнения заданий;

     - обоснованная оценка методической эффективности материалов ЦОР и УМК.

Предлагаемые практические и контрольные задания, а также задания для самостоятельной работы предусматривают применение студентами полученных знаний, умений и навыков в области использования информационных технологий в ситуациях, моделирующих ситуации будущей профессиональной деятельности, а именно:

- отбор материала ЦОР при подготовке к занятиям,

- оценка методического потенциала данного материала,

- определение возможностей взаимодействия материалов ЦОР и УМК,

- интегрирование материалов ЦОР в структуру вводного инструктажа,

- оценка эффективности материалов ЦОР, используемых в качестве дополнительных.  

Таким образом, на практическом занятии закрепляются и формируются элементы основных компетентностей будущего специалиста. При этом обязательно учитываются межпредметные связи модуля – с курсами методики, педагогики, психологии, практическим и теоретическим курсами технологий.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: Моделирование содержания и методика проведения текущего и заключительного инструктажа с использованием ЦОР к урокам разного типа.

Продолжительность 4 часа

1. Учебная и воспитательная цель.

Практика в моделировании текущего и заключительного инструктажей на уроках разного типа с использованием ЦОР.

Прививать умения психологически настраивать учащихся на сознательное, активное выполнение установок преподавателя.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Текущий инструктаж по времени совпадает с самостоятельной работой учащихся и проводится во время работы. Он может быть фронтальным, групповым, индивидуальным и имеет свои особенности.

1.         Его содержание исходит из условий необходимости. Это значит, что корректируются те действия учащихся, ошибочное выполнение которых было обнаружено при целевых обходах. Например, обнаружены типовые ошибки у многих учащихся. Вывод — необходимо провести дополнительный инструктаж для группы (или ее части).

2.         Это часть урока, где учитель при обходе рабочих мест ставит перед собой конкретную цель и не отвлекается от нее (кроме случаев, когда действия учащихся грубо нарушают правила безопасности труда).

3.         Это часть урока, на которой индивидуальный подход учителя к каждому ученику вызывает сильную мотивацию интереса, активности, создает психологический фон для уверенности ребят в но их знаниях и способностях.

4.        В ходе целевых обходов учитель уясняет степень овладения учащимися полученных знаний, умения претворять их на практике и такая обратная связь помогает дифференцированному подхо­ду к каждому ученику.

Заключительный инструктаж проводится после выполнения практической работы. Традиционно он включает в себя: подведение итогов занятия; разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших; разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

Методические рекомендации и Руководство пользователя «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Материал лекции № 2-5 модуля 1, 2 модуля 2.

3. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

 

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Проектор, экран

 

2. Компьютерный класс, объединенный в сеть

 

 

3. ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Показ презентаций

 

Демонстрация сетевых возможностей программы

Демонстрация и использование в проектных заданиях

 

 

Соответствие минимальным системным требованиям ЦОРа

 

 

Установленный на компьютерах в режиме сетевой работы с местом ученика и местом учителя

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Творческий характер задания предполагает достаточно неплохое владение основами изучаемого ЦОРа, что позволит использование всех его возможностей. В связи с чем студентам рекомендуется дополнительная работа с ЦОРом дома или в лаборатории.

Литература

Справочные материалы по ЦОРу «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в составе ЦОРа.

5. Практические задачи, задания, упражнения.

1) Продумать возможность проведения текущего инструктажа с помощью ЦОРа - когда, при каких условиях и необходимости, на уроках какого типа.

2) Продумать, какие дидактические и воспитательные цели должны быть достигнуты в заключительном инструктаже с помощью ЦОРов и на уроках каких типов.

6. Задания студентам для самостоятельной работы.

Изучение особенностей проведения текущего и заключительного инструктажа на уроках разного типа, осознание возможности применения ЦОР на них.

Создание сценария вводного инструктажа к урокам разного типа, с помощью ЦОРов.

Подбор ЦОР по вашему разделу к созданному сценарию урока.

Особое внимание уделить разнообразию дидактических задач решаемых на данном этапе урока.

7. Вопросы для обсуждения на занятии.

1) Планирование текущего и заключительного инструктажа с использованием ЦОРа.

2) Режимы работы на уроке с применением ЦОРа.

3) Практическое применение ЦОРа.

4) Методическая эффективность используемых материалов.

5) Анализ представленных презентаций.

8. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Для достижения целей данного занятия целесообразно сконцентрироваться на решении следующих задач:

     - осознание вариативности использования материалов Библиотеки в ходе подготовки учителя к текущему и заключительному инструктажу уроков разного типа и его проведения;

     - методически грамотная аргументация предлагаемых студентами вариантов выполнения заданий;

     - обоснованная оценка методической эффективности материалов ЦОР и УМК.

Предлагаемые практические и контрольные задания, а также задания для самостоятельной работы предусматривают применение студентами полученных знаний, умений и навыков в области использования информационных технологий в ситуациях, моделирующих ситуации будущей профессиональной деятельности, а именно:

- отбор материала ЦОР при подготовке к занятиям,

- оценка методического потенциала данного материала,

- определение возможностей взаимодействия материалов ЦОР и УМК,

- интегрирование материалов ЦОР в структуру вводного инструктажа,

- оценка эффективности материалов ЦОР, используемых в качестве дополнительных.  

Таким образом, на практическом занятии закрепляются и формируются элементы основных компетентностей будущего специалиста. При этом обязательно учитываются межпредметные связи модуля – с курсами методики, педагогики, психологии, практическим и теоретическим курсами технологий.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: Проектирование образовательного процесса в рамках одного из разделов курса Технология с использованием ЦОР. Защита проектов

Продолжительность 6 часов

1. Учебная и воспитательная цель.

Практика в проектировании образовательного процесса с использованием ЦОР.

Формирование эффектно-потребностной сферы студентов, стимулирование их к развитию мировоззрения;

Формирование творческого подхода к решению познавательных и практических задач, четкость и организованность в труде

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Методические рекомендации и Руководство пользователя «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Компьютерный класс, объединенный в сеть

 

 

2. ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Демонстрация сетевых возможностей программы

Демонстрация и использование в проектных заданиях

 

Соответствие минимальным системным требованиям ЦОРа

 

 

Установленный на компьютерах в режиме сетевой работы с местом ученика и местом учителя

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Подготовка к занятию предполагает большой объем самостоятельной работы как дома, так и в рамках компьютерной лаборатории. При самостоятельном выполнении заданий на этапе подготовки к занятию необходимо опираться на теорию современного урока. При отборе ЦОР, используемых на каждом из этапов урока необходимо, в первую очередь, исходить из того, какие цели и задачи реализуются на них.

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости).

7. Практические задачи, задания, упражнения.

1) Оцените методический потенциал использованных на занятии материалов ЦОР.

2) Разработайте систему обучения по выбранному разделу технологии с использованием ЦОРов. Оформите методические рекомендации.

3) Дополните по необходимости медиатеку собственными информационными объектами допустимых типов.

8. Задания студентам для самостоятельной работы.

Перечислите основные этапы урока Технология.

Назовите основные дидактические задачи, решаемые на каждом из этапов.

Назовите дидактические возможности ЦОР.

За счет каких средств ЦОРов можно активизировать творческую деятельность учащихся на уроке?

Что меняется в организации деятельности учителя, использующего в своей работе ЦОРы и ИУМК?

Какова структура урока с использованием компьютерных средств обучения

Назовите методические особенности ЦОРа как учебного пособия

Перечислите навыки и умения, формируемые с помощью ЦОРа

Охарактеризуйте систему промежуточного и итогового контроля на основе ЦОРа

Назовите возможные сферы использования ЦОР.

9. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

Для достижения целей данного занятия целесообразно сконцентрироваться на решении  следующих задач:

     - закрепление знаний студентов о структуре и специфике как ЦОР в целом, так и его отдельных компонентов;

     - осознание студентами возможностей использования ЦОР для формирования технологической компетенции учащихся;

     - тренировку студентов в решении учебных задач с использованием методического потенциала ЦОР.

Предлагаемые практические и контрольные задания, а также задания для самостоятельной работы предусматривают применение студентами полученных знаний, умений и навыков в области использования информационных технологий в ситуациях, моделирующих ситуации будущей профессиональной деятельности, а именно:

- отбор материала ЦОР при подготовке к занятиям,

- оценка методического потенциала данного материала,

- определение возможностей взаимодействия материалов ЦОР и УМК,

- определение места материалов ЦОР в структуре как отдельного занятия, так и цикла занятий по разделу. 

Таким образом, на практическом занятии закрепляются и формируются элементы основных компетентностей будущего специалиста. При этом обязательно учитываются межпредметные связи модуля – с курсами методики, педагогики, психологии, практическим и теоретическим курсами, с предыдущими модулями.

Как только полностью спроектировано обучение по разделу студентам необходимо подготовиться и провести защиту своего проекта.

10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения)

Практические занятия выстроены в логике компетентностного подхода в соответствии с ориентацией модуля на широкое использование приобретенных элементов профессиональной компетенции в будущей образовательной деятельности специалиста, что обеспечивает инновационность целей. Наличие компьютерной информационной среды и соответствующих технологий обеспечивает инновационность практических занятий в плане содержания, форм, методов и средств обучения.

В соответствии с целями и задачами модуля практические занятия предусматривают использование материалов школьных УМК, что укрепляет связь с курсом методики, обеспечивая реальный выход в практику преподавания.

Технические свойства ЦОР предполагают вариативность подготовки отдельных заданий практического занятия. Это позволяет студенту работать в удобном для него режиме с применением индивидуальных стратегий, что развивает автономию учебной деятельности, повышает ее личностный смысл и ответственность за ее выполнение. Обсуждение различных вариантов выполнения учебных заданий в ходе занятия неизбежно усилит их интерактивную составляющую, что важно для формирования профессионально-значимых качеств личности будущего преподавателя.