ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Калужский государственный педагогический университет

им. К.Э. Циолковского _____________________________________________________________________

 

Кафедра психология педагогической деятельности и усовершенствования педагогического образования

 

 

 

Учебно-методический комплекс модуля

«ФОРМИРОВАНИЕ  КОМПЕТЕНЦИИ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЕКТИРОВАНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Специальность    050502.65. «Технология и предпринимательство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга

2008


ВВЕДЕНИЕ

Практические занятия в рамках модуля проходят в компьютерной лаборатории. Необходимо отметить, что практическое занятие № 3 по структуре отличается от стандартных занятий, так как представляет из себя презентации и обсуждения творческих проектов студентов по разработке уроков с использованием ЦОРа. Данный вид работы способствует развитию гибкого и творческого мышления, а так же развивает умение самостоятельно решать поставленные проблемы. Разработанный в рамках практических занятий материал может включаться в состав ЦОРа.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Планирование работы педагога с ЦОР

Продолжительность 2 часа

1. Учебная и воспитательная цель.

·       практика моделировании ситуаций учебного процесса с использованием ЦОР в обучении Технологии;

·       осознание значимости использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Методические рекомендации и Руководство пользователя «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Материалы лекций 1-го модуля и лекции №1

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Проектор, экран

 

2. Компьютерный класс, объединенный в сеть

 

3. ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Показ презентаций

 

Демонстрация сетевых возможностей программы

 

Демонстрация и использование в проектных заданиях

 

 

Соответствие минимальным системным требованиям ЦОРа

 

 

 

Установленный на компьютерах в режиме сетевой работы с местом ученика и местом учителя

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Творческий характер задания предполагает достаточно неплохое владение основами изучаемого ЦОРа, что позволит использование всех его возможностей. В связи, с чем студентам рекомендуется дополнительная работа с ЦОРом дома или в лаборатории.

Представляемый урок должен принципиально отличаться по структуре и методам работы от традиционного, а использование ЦОРа не рассматриваться как эпизодическое. Каждый этап урока должен тщательно отрабатываться с учетом технических сложностей и потребностей. Для достижения наилучшего эффекта следует провести репетиционную презентацию с использованием необходимой техники.

Литература:

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости).

7. Практические задачи, задания, упражнения.

Смоделировать использование ЦОР на различных этапах урока.

Обосновать целесообразность использования ЦОР для выбранной темы урока (на конкретном ЦОР).

8. Задания студентам для самостоятельной работы.

Подготовить несколько тем уроков для провенения их с использованием ЦОР.

9. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

1) Планирование урока с использованием ЦОРа.

2) Режимы работы на уроке с применением ЦОРа.

3) Практическое применение ЦОРа.

4) Методическая эффективность используемых материалов.

5) Анализ представленных презентаций.

10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения)

При проведении практических занятий необходимо учитывать место каждого занятия в структуре модуля с точки зрения иерархии учебных целей и задач, определяемой логикой компетентностного подхода к подготовке специалиста с учетом последовательности усвоения материала, обеспечивающей преемственность теории и практики в овладении студентами содержанием обучения.

Для достижения целей данного занятия целесообразно сконцентрироваться на решении следующих задач:

     - осознание вариативности использования материалов «Библиотеки ЦОР» в ходе подготовки учителя к занятию и его проведения;

     - методически грамотная аргументация предлагаемых студентами вариантов выполнения заданий;

     - обоснованная оценка методической эффективности материалов ЦОР и УМК.

Предлагаемые практические и контрольные задания, а также задания для самостоятельной работы предусматривают применение студентами полученных знаний, умений и навыков в области использования информационных технологий в ситуациях, моделирующих ситуации будущей профессиональной деятельности, а именно:

- отбор материала ЦОР при подготовке к занятиям,

- оценка методического потенциала данного материала,

- определение возможностей взаимодействия материалов ЦОР и УМК,

- интегрирование материалов ЦОР в структуру учебного занятия,

Таким образом, на практическом занятии закрепляются и формируются элементы основных компетентностей будущего специалиста. При этом обязательно учитываются межпредметные связи модуля – с курсами методики, педагогики, психологии, практическим и теоретическим технологии.

Практические занятия выстроены в логике компетентностного подхода в соответствии с ориентацией модуля на широкое использование приобретенных элементов профессиональной компетенции в будущей образовательной деятельности специалиста, что обеспечивает инновационность целей. Наличие компьютерной информационной среды и соответствующих технологий обеспечивает  инновационность практических занятий в плане содержания, форм, методов и средств обучения.

Технические свойства ЦОР предполагают вариативность подготовки отдельных заданий практического занятия. Это позволяет студенту работать в удобном для него режиме с применением индивидуальных стратегий, что развивает автономию учебной деятельности, повышает ее личностный смысл и ответственность за ее выполнение. Обсуждение различных вариантов выполнения учебных заданий в ходе занятия неизбежно усилит их интерактивную составляющую, что важно для формирования профессионально-значимых качеств личности будущего преподавателя.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Отработка этапов планирования проектной деятельности

Продолжительность 6 часов

1.     Учебная и воспитательная цель.

·        обеспечить практику в решении типовых профессионально-методических задач;

·        развить творческий потенциал будущего учителя, необходимый ему для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях информационного общества.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Проектные роли. Требования и деятельность каждой группы, участвующей в создании проекта. Этапы проектирования. Анализ, проектирование, разработка, применение, оценка. Этапы разработки учебных материалов: освоение образца; разработка учебных материалов при непосредственной поддержке преподавателя; самостоятельная разработка учебных материалов; тестирование разработки; разработка методических материалов. Формирование умений педагогического проектирования деятельности педагога через проектирование дидактических целей учебного предмета, внеклассной деятельности, проектирование основных направлений (принципов, путей) достижения цели, моделирование и конструирование содержания учебного материала, моделирование структуры всех видов занятий, выбора методов и средств обучения, проектирования содержания деятельности учащихся и педагога, проектирования системы контроля, оценки и коррекции уровня законченности, оформления проекта.

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Проектор, экран

 

2. Компьютерный класс, объединенный в сеть

 

 

3. ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Показ презентаций

Демонстрация сетевых возможностей программы

Демонстрация и использование в проектных заданиях

 

 

Соответствие минимальным системным требованиям ЦОРа

 

 

 

Установленный на компьютерах в режиме сетевой работы с местом ученика и местом учителя

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Студенты, просматривая программу «Технология» обращают внимание на целеполагание по основным разделам, продумывают системы уроков, методов и форм обучения.

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости).

7. Практические задачи, задания, упражнения.

Проектирование основных направлений (принципов, путей) достижения цели, моделирование и конструирование содержания учебного материала, моделирование структуры всех видов занятий, выбор методов и средств обучения, проектирование содержания деятельности учащихся и педагога, проектирование системы контроля, оценки и коррекции уровня законченности по предложенному педагогом разделу «Технология» с готовыми ЦОР.

8. Задания студентам для самостоятельной работы.

Продолжить самостоятельно работать по разделам для составления итогового проекта.

9. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия.

В ходе работы студенты должны продемонстрировать знания теоретического материала своего раздела, готового ЦОРа. И все вопросы педагога должны быть направлены на проверку этих знаний.

10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения)

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Защита созданного методического проекта

Продолжительность 2 часа

1. Учебная и воспитательная цель.

·  Практика в моделировании ситуаций учебного общения в связи с темами УМК.

·  Развитие творческого потенциала будущего учителя.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Методические рекомендации и Руководство пользователя «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

Материал лекций 1-го модуля.

3. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

1. Проектор, экран

 

 

2. Компьютерный класс, объединенный в сеть

 

 

 

3. ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология»

 

Показ презентаций

 

Демонстрация сетевых возможностей программы

 

Демонстрация и использование в проектных заданиях

 

 

 

Соответствие минимальным системным требованиям ЦОРа

 

 

 

 

Установленный на компьютерах в режиме сетевой работы с местом ученика и местом учителя

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Творческий характер задания предполагает достаточно неплохое владение основами изучаемого ЦОРа, что позволит использование всех его возможностей. В связи с чем студентам рекомендуется дополнительная работа с ЦОРом дома или в лаборатории.

Представляемый урок должен принципиально отличаться по структуре и методам работы от традиционного, а использование ЦОРа не рассматриваться как эпизодическое. Каждый этап урока должен тщательно отрабатываться с учетом технических сложностей и потребностей. Для достижения наилучшего эффекта следует провести репетиционную презентацию с использованием необходимой техники.

Творческие проекты выполняются в группах до 5 человек, при этом желательным является, чтобы каждый участник группы принимал активное в создании общей концепции урока и отвечал за отдельные его элементы.

Литература

Справочные материалы по ЦОРу «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в составе ЦОРа.

5. Творческие проекты.

1) Построение урока по любой теме из любого раздела «Технология» с использованием ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в режиме сетевой работы.

2) Построение урока по любой теме из любого раздела «Технология» с использованием ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология» в режиме режиме работы с проектором (объяснение нового материала).

3) Построение итогового урока по любой теме из любого раздела «Технология» с использованием ЦОРа «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Технология».

6. Вопросы для обсуждения на занятии.

1) Планирование урока с использованием ЦОРа.

2) Режимы работы на уроке с применением ЦОРа.

3) Практическое применение ЦОРа.

4) Методическая эффективность используемых материалов.

5) Анализ представленных презентаций.

7. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

При проведении практических занятий необходимо учитывать место каждого занятия в структуре модуля с точки зрения иерархии учебных целей и задач, определяемой логикой компетентностного подхода к подготовке специалиста с учетом последовательности усвоения материала, обеспечивающей преемственность теории и практики в овладении студентами содержанием обучения.

Для достижения целей данного занятия целесообразно сконцентрироваться на решении следующих задач:

     - осознание вариативности использования материалов Библиотеки в ходе подготовки учителя к занятию и его проведения;

     - методически грамотная аргументация предлагаемых студентами вариантов выполнения заданий;

     - обоснованная оценка методической эффективности материалов ЦОР и УМК.

Предлагаемые практические и контрольные задания, а также задания для самостоятельной работы предусматривают применение студентами полученных знаний, умений и навыков в области использования информационных технологий в ситуациях, моделирующих ситуации будущей профессиональной деятельности, а именно:

- отбор материала ЦОР при подготовке к занятиям,

- оценка методического потенциала данного материала,

- определение возможностей взаимодействия материалов ЦОР и УМК,

- интегрирование материалов ЦОР в структуру учебного занятия,

- оценка эффективности материалов ЦОР, используемых в качестве дополнительных.  

Таким образом, на практическом занятии закрепляются и формируются элементы основных компетентностей будущего специалиста. При этом обязательно учитываются межпредметные связи модуля – с курсами методики, педагогики, психологии, практическим и теоретическим курсами языка.

Практические занятия выстроены в логике компетентностного подхода в соответствии с ориентацией модуля на широкое использование приобретенных элементов профессиональной компетенции в будущей образовательной деятельности специалиста, что обеспечивает инновационность целей. Наличие компьютерной информационной среды и соответствующих технологий обеспечивает  инновационность практических занятий в плане содержания, форм, методов и средств обучения.

В соответствии с целями и задачами модуля практические занятия предусматривают использование материалов школьных УМК, что укрепляет связь с курсом методики, обеспечивая реальный выход в практику преподавания.

Технические свойства ЦОР предполагают вариативность подготовки отдельных заданий практического занятия. Это позволяет студенту работать в удобном для него режиме с применением индивидуальных стратегий, что развивает автономию учебной деятельности, повышает ее личностный смысл и ответственность за ее выполнение. Обсуждение различных вариантов выполнения учебных заданий в ходе занятия неизбежно усилит их интерактивную составляющую, что важно для формирования профессионально-значимых качеств личности будущего преподавателя.